Россия станет главным поставщиком СПГ для Прибалтики и Европы
Александр Носович
Литовский СПГ-терминал в Клайпеде снова примет российский сжиженный газ (СПГ) производства компании «Новатэк». Метаморфоза СПГ-терминала Independence, приобретенного Литвой для «энергетической независимости» от России и перешедшего в итоге на поставки российского СПГ, — проявление общей тенденции. Россия по объективным причинам превращается в лидера СПГ-рынка в Европе, и та инфраструктура по приему сжиженного природного газа, которая строилась в пику России, будет принимать российский СПГ.
В последние несколько лет в Балтийском регионе разворачивались два параллельных процесса, которые были связаны с СПГ-энергетикой.
С одной стороны, Россия строила на северо-западе и в других частях страны мощности по производству сжиженного природного газа.
С другой — страны Прибалтики, Скандинавии, Германия, Польша создавали инфраструктуру по приему сжиженного природного газа в регионе Балтийского моря.
В рамках первого процесса Россией построены или строятся проекты по добыче сжиженного газа «Арктик СПГ», «Ямал СПГ», «Высоцк-криогаз», «Сахалин-2», «Балтийский СПГ», «СПГ-Горская».
В рамках второго процесса введены или будут введены в эксплуатацию несколько десятков СПГ-терминалов по всей Европе. Среди них регазификационные установки в литовской Клайпеде и польском Свиноуйсьце, планируемые СПГ-терминал на севере Германии и совместная регазификационная установка Германии и Финляндии.
Семимильное развитие рынка СПГ не воспринималось как единое целое, потому что строительство инфраструктуры по приему СПГ в Европе имело четкий антироссийский подтекст.
Это строительство было ключевой частью стратегии по выдавливанию «Газпрома» с европейского газового рынка. Российскую трубу планировалось заменить СПГ-энергетикой, в основе которой — поставки «демократического» сжиженного газа из США.
Российское производство СПГ-мощностей воспринималось в этой связи как работа на внутреннее потребление и на экспорт куда-нибудь в Индию или Китай, но уж во всяком случае не в Европу.
Тем примечательнее история с литовским СПГ-терминалом, который затевался как альтернатива российскому газу, а теперь перешел на российский газ. В случае с Independence имел место не просто антироссийский подтекст, а оголтелая пропагандистская кампания против Москвы, в которой СПГ-терминал провозглашался чуть ли не окончательной победой над «советской оккупацией».
За последующие пять лет было экспериментально доказано, что самый выгодный СПГ для литовского терминала — российский сжиженный газ.
Литва перепробовала и норвежскую, и катарскую, и американскую альтернативы — все запредельно дорого и неудобно. Independence на уровне премьер-министра признали «ношей для литовских налогоплательщиков», соседние страны продукцию СПГ-терминала покупать отказались из-за крайней дороговизны, принуждаемые правительством покупать из-под палки внутренние потребители бунтовали и плакались, что расценки проклятого терминала их разорят.
Перед Вильнюсом встала перспектива банкротства потребителей продукции Independence, а за ним и самого Independence, который остался бы без клиентов.
Выход из этой тупиковой ситуации был найден, по меркам Литвы, фантастический: вынужденные клиенты СПГ-терминала стали закупать через него российский сжиженный газ. Выкрутились буквой «зю»: раз в покупке трубопроводного газа с Востока власти их ограничивают и заставляют покупать сжиженный газ, мы будем закупать российский же газ в сжиженном виде.
Литовская ситуация — модельная. Если уж Литва с антироссийской истерикой ее руководства насчет «энергетической независимости» пришла к поставкам российского СПГ, то для остальной Европы переход на российский сжиженный газ — вопрос времени.
Россия уже стала в этом году крупнейшим поставщиком сжиженного природного газа в Европу, а рыночная конъюнктура окончательно превращает ее в лидера европейского СПГ-рынка.
Все альтернативы российской продукции — хуже. Для американцев, ради ублажения которых европейцы и строят свои терминалы, Европа не приоритетное направление. Американский сжиженный газ идет прежде всего на тихоокеанские рынки, где за него дают кратно больше европейцев.
Американцы не станут демпинговать на европейском рынке: снижать цены на свою продукцию для победы в конкуренции с «Газпромом» и «Новатэком». Цена для американских продавцов и так слишком низкая. Они лучше продадут больше газа в Юго-Восточную Азию.
Так что европейцы если и будут покупать американский сжиженный газ, то не из рыночных соображений, а из-под политической дубинки президента США Дональда Трампа, который думает таким способом заставить их рассчитаться за десятилетия бесплатной военной защиты Европы Соединенными Штатами.
Та же история с невыгодными для производителей ценами у этих экзотических экспортеров СПГ, таких как Катар или Австралия. Им также выгоднее поставлять свою продукцию Тихоокеанскому региону, а не Европе.
Австралийский или арабский СПГ для Польши, Германии или Литвы будет заведомо дороже российского: бороться за рынок и снижать цены конкурентам «Газпрома» и «Новатэка» невыгодно, плюс расходы на транспортировку в Европу катарского и австралийского газа, несомненно, будут включаться в его конечную стоимость.
Остается ресурс собственного производства сжиженного природного газа.
Однако этот ресурс не безграничен и уже подходит к концу. Собственные месторождения газа в Европе почти исчерпаны.
Власти Нидерландов год от года сокращают добычу в Гронингене — крупнейшем газовом месторождении Европы. К 2030 году месторождение планируется вовсе закрыть. Голландия превращается из экспортера в покупателя энергоносителей. Такая же участь ожидает Норвегию, газовые запасы которой в Северном море почти истощились.
Между тем газовые ресурсы России колоссальны. Одна компания «Новатэк», которая сейчас осваивает балтийское направление, обладает ресурсной базой, превышающей возможности всех американских производителей СПГ. Доказанные запасы «Новатэка» составляют 2 177 млрд кубометров газа и 181 млн тонн жидких углеводородов.
Россия по объективным основаниям превращается в лидера СПГ-рынка в Европе вообще и на Балтике в частности, и та инфраструктура по приему сжиженного природного газа, которая создавалась в последние годы в пику России, со временем сосредоточится на обслуживании российской продукции.
Европейские СПГ-терминалы и российские СПГ-производства, как выясняется, просто созданы друг для друга. Они друг с другом как ниточка с иголочкой.
Такой исход даже в страшном сне не мог присниться профессиональным русофобам, когда те строили свои «энергетические независимости», думая с помощью СПГ вытеснить Россию с газового рынка Европы. Их вечная ошибка — расчет на то, что «отсталая Россия» неспособна перенимать новейшие технологии.
Теперь в том числе их усилиями России в европейской энергетике станет не меньше, а больше.
К российским газопроводам прибавится еще и российский СПГ. Даже если Польша с Прибалтикой вдруг убедят Германию отказаться от «Северного потока — 2», на СПГ-терминалах Европы будут регазифицировать российский газ. В Литве вон уже регазифицируют. «Мордор» опять всех переиграл.