Экономика Экономика

5 заводов Украины, которые не пережили «декоммунизацию»

Структура экономики Украины уже 5 лет подвергается серьезной деформации. В результате уменьшился удельный вес промышленности, особенно высокотехнологической, а термин «аграрная сверхдержава» стал предметом бесконечных злых шуток. Аналитический портал RuBaltic.Ru вспомнил 5 доставшихся Украине в наследство от советской эпохи заводов, которые после Евромайдана переживают очень тяжелые времена.

Харьковский авиационный завод и «Антонов»

Ужесточение конкуренции на мировом рынке авиастроения и разрыв кооперационных связей с Россией привели к стагнации украинского авиапрома.

Особенно сложная ситуация сложилась на Харьковском авиационном заводе, который после 2014 года не получил ни одного заказа. В октябре 2014-го предприятие объявило дефолт по облигациям общей номинальной стоимостью 440 млн гривен (на тот момент около 35 млн долларов) в связи с отсутствием средств для погашения задолженностей.

По состоянию на начало 2019 года на предприятии висит 13-месячная задолженность по заработной плате в размере 180 млн гривен (около 6,5 млн долларов).

Завод продолжают покидать высококвалифицированные кадры.

На Харьковском авиационном заводе в относительно высокой степени готовности находятся один самолет Ан-74ТК-300 (заказчик неясен) и два Ан-74Т/ТК-200 (считается, что один из них строится для ВВС Египта). Однако неизвестно, способно ли предприятие осуществить их достройку без внешнего финансирования.

Ан-74ТК-300VIP - самолет Правительства Украины / Фото: pretich.ru

Киевский авиазавод «Антонов» после 2016 года не произвел ни одного самолета.

В конце 2016 года уволился и уехал работать в Азербайджан главный конструктор предприятия Дмитрий Кива.

Последним выпущенным на «Антонове» самолетом стал самолет-демонстратор Ан-132D, произведенный в 2016 году в сотрудничестве с Саудовской Аравией.

На сотрудничество с Саудовской Аравией, Азербайджаном и Индией киевские власти и руководство «Антонова» возлагали большие надежды, которые пока не оправдались. Так, заказчик из Саудовской Аравии отказался от украинских самолетов.

Разорванные кооперационные связи с Россией восстановить за счет взаимодействия с третьими странами не удалось.

Первый полет самолета Ан-132D / Фото: LiveJournal

На сегодняшний день «Антонов» продолжает свое существование благодаря ремонту и обслуживанию ранее произведенных самолетов, а также за счет эксплуатации наибольшего в мире транспортного самолета Ан-225 «Мрия», выполняющего коммерческие грузоперевозки для зарубежных заказчиков.

Высококвалифицированные кадры «Антонова» тем временем переманивают к себе Россия, Китай, Азербайджан и другие. Интерес также представляет техническая документация предприятия, которую пытаются точечно скупать зарубежные игроки.

Изображение: aviator.guru

Одесский припортовый завод

Одесский припортовый завод, расположенный в городе Южный, был основан в 1974 году. Он специализируется на производстве минеральных удобрений и перевалке аммиака из России.

Золотой эпохой завода во времена независимости стали 2000-е, когда цены на удобрения и аммиак на мировых рынках находились на стабильно высоком уровне. В те времена за контроль над заводом боролись многие украинские олигархи, в том числе финансово-промышленные группы Игоря Коломойского, Дмитрия Фирташа, Константина Григоришина (до 2016 года гражданина России).

В те времена стоимость завода оценивалась в 1 млрд долларов, а в 2009 году Коломойскому даже удалось выкупить предприятие за 625 млн долларов, но результаты приватизационного конкурса были отменены правительством Юлии Тимошенко.

Одесский припортовый завод / Фото: Бизнес Цензор - Цензор.НЕТ

С 2010 года начала меняться конъюнктура на мировом рынке удобрений, потому ОПЗ начал испытывать определенные финансовые проблемы.

Полноценный же производственный и финансовый кризис на предприятии начался после 2014 года, когда цены на удобрения на мировых рынках начали существенно снижаться, а цена газа на внутриукраинском рынке начала расти.

С тех пор вокруг завода постоянно возникали скандалы, в которых фигурировали люди, ориентированные на Петра Порошенко и Арсения Яценюка.

По состоянию на сегодняшний день цеха по производству удобрений работают в лучшем случае несколько месяцев в году, а завод худо-бедно выживает лишь за счет перевалки аммиака.

Фонд госимущества несколько раз снижал стартовую цену завода вплоть до 150 млн долларов, но покупателей так и не нашлось. ОПЗ, помимо прочего, обременен долгами — согласно решениям Стокгольмского арбитража и украинских судебных инстанций, предприятие задолжало структурам олигарха Фирташа 251 млн долларов.

Тем временем высококвалифицированные химики из ОПЗ перебираются в различные страны мира — от России до Алжира.

Кременчугский сталелитейный завод

Завод, специализирующийся на крупном вагонном и автомобильном литье, был основан в 1962 году.

В первой половине 2000-х предприятие приватизировали, основными акционерами стали Игорь Коломойский и Сергей Тигипко.

Проблемы у завода начались в 2013 году, когда последние месяцы в Киеве досиживал Виктор Янукович.

Во-первых, после Евромайдана наметился разрыв отношений с Россией — ключевым зарубежным партнером завода.

Во-вторых, кризис охватил «Укрзализныцю» — монополиста железнодорожных перевозок и основного внутреннего заказчика предприятия. В конце 2014 года началась процедура банкротства, а работникам объявили о массовых сокращениях после Нового года.

Кременчугский сталелитейный завод / Фото: YouTube

Два года завод простаивал. Производство возобновили лишь в конце 2016-го. Основными заказчиками стали вагоностроительные предприятия Сергея Тигипко, решившего расширять агробизнес, для чего потребовались дополнительные зерновозы, а также «Укрзализныця», улучшившая свое финансовое состояние после событий 2014–2015 годов.

Тем не менее нынешние объемы производства намного меньше, чем даже в кризисном для завода 2013 году, когда падение составило 48,4%.

В 2013 году объем литья насчитывал 70 тысяч тонн, а по данным аналитиков, в текущем году этот показатель сократится в 2–3 раза. В январе-апреле 2019-го, по сравнению с январем-апрелем прошлого года, завод уменьшил выпуск продукции почти на треть (27,8%). С предприятия уволили более пятисот человек.

Мариупольский завод тяжелого машиностроения

Мариупольский завод тяжелого машиностроения, входящий в группу «Азовмаш», специализировался на производстве вагонов-цистерн, крытых вагонов, полувагонов, контейнеров-цистерн, автоцистерн, металлургического оборудования, портальных кранов.

После 2014 года предприятие вошло в состоянии кризиса. Снизился объем производства, а вместе с ним и финансовые показатели.

Причинами стали утрата российского рынка, боевые действия в Донбассе, противостояние между олигархическими группами за контроль над активом, отсутствие государственных заказов.

Преодолеть последствия событий 2014–2015 года предприятие так и не сумело и в начале 2019 года, имея долги в несколько миллиардов гривен перед частными кредиторами, было объявлено Хозяйственным судом Киева банкротом.

Читайте также
3 июня 2019
Сейм Латвии 29 мая 2019 года избрал нового главу государства. Президентом Латвии стал юрист с двойным гражданством (Германии и Латвии) Эгил Левитс. Именно этому человеку русские Латвии обязаны позорным институтом неграждан, при котором треть постоянных жителей страны осталась без гражданства, была поражена в правах и стала в Латвии никем.
5 июня 2019
Суд в России заочно заключил под стражу гражданку Украины Ирму Крат, подозреваемую в причастности к нападению на здание посольства РФ в Киеве в 2016 году.
6 июня 2019
Представитель президента Украины в правительстве Андрей Герус заявляет, что страна стоит на пороге сразу трех энергетических кризисов, связанных с дефицитом газа, нефтепродуктов и электроэнергии.
3 июня 2019
В Харькове прошел объединительный съезд так называемой «партии мэров» («Доверяй делам»). В ее создании националисты увидели злобный оскал «реваншизма», организовали акции протеста и снесли бюст маршалу Жукову.