Структура экономики Украины уже 5 лет подвергается серьезной деформации. В результате уменьшился удельный вес промышленности, особенно высокотехнологической, а термин «аграрная сверхдержава» стал предметом бесконечных злых шуток. Аналитический портал RuBaltic.Ru вспомнил 5 доставшихся Украине в наследство от советской эпохи заводов, которые после Евромайдана переживают очень тяжелые времена.
Харьковский авиационный завод и «Антонов»
Ужесточение конкуренции на мировом рынке авиастроения и разрыв кооперационных связей с Россией привели к стагнации украинского авиапрома.
Особенно сложная ситуация сложилась на Харьковском авиационном заводе, который после 2014 года не получил ни одного заказа. В октябре 2014-го предприятие объявило дефолт по облигациям общей номинальной стоимостью 440 млн гривен (на тот момент около 35 млн долларов) в связи с отсутствием средств для погашения задолженностей.
По состоянию на начало 2019 года на предприятии висит 13-месячная задолженность по заработной плате в размере 180 млн гривен (около 6,5 млн долларов).
Завод продолжают покидать высококвалифицированные кадры.
На Харьковском авиационном заводе в относительно высокой степени готовности находятся один самолет Ан-74ТК-300 (заказчик неясен) и два Ан-74Т/ТК-200 (считается, что один из них строится для ВВС Египта). Однако неизвестно, способно ли предприятие осуществить их достройку без внешнего финансирования.
Киевский авиазавод «Антонов» после 2016 года не произвел ни одного самолета.
В конце 2016 года уволился и уехал работать в Азербайджан главный конструктор предприятия Дмитрий Кива.
Последним выпущенным на «Антонове» самолетом стал самолет-демонстратор Ан-132D, произведенный в 2016 году в сотрудничестве с Саудовской Аравией.
На сотрудничество с Саудовской Аравией, Азербайджаном и Индией киевские власти и руководство «Антонова» возлагали большие надежды, которые пока не оправдались. Так, заказчик из Саудовской Аравии отказался от украинских самолетов.
Разорванные кооперационные связи с Россией восстановить за счет взаимодействия с третьими странами не удалось.
На сегодняшний день «Антонов» продолжает свое существование благодаря ремонту и обслуживанию ранее произведенных самолетов, а также за счет эксплуатации наибольшего в мире транспортного самолета Ан-225 «Мрия», выполняющего коммерческие грузоперевозки для зарубежных заказчиков.
Высококвалифицированные кадры «Антонова» тем временем переманивают к себе Россия, Китай, Азербайджан и другие. Интерес также представляет техническая документация предприятия, которую пытаются точечно скупать зарубежные игроки.
Одесский припортовый завод
Одесский припортовый завод, расположенный в городе Южный, был основан в 1974 году. Он специализируется на производстве минеральных удобрений и перевалке аммиака из России.
Золотой эпохой завода во времена независимости стали 2000-е, когда цены на удобрения и аммиак на мировых рынках находились на стабильно высоком уровне. В те времена за контроль над заводом боролись многие украинские олигархи, в том числе финансово-промышленные группы Игоря Коломойского, Дмитрия Фирташа, Константина Григоришина (до 2016 года гражданина России).
В те времена стоимость завода оценивалась в 1 млрд долларов, а в 2009 году Коломойскому даже удалось выкупить предприятие за 625 млн долларов, но результаты приватизационного конкурса были отменены правительством Юлии Тимошенко.
С 2010 года начала меняться конъюнктура на мировом рынке удобрений, потому ОПЗ начал испытывать определенные финансовые проблемы.
Полноценный же производственный и финансовый кризис на предприятии начался после 2014 года, когда цены на удобрения на мировых рынках начали существенно снижаться, а цена газа на внутриукраинском рынке начала расти.
С тех пор вокруг завода постоянно возникали скандалы, в которых фигурировали люди, ориентированные на Петра Порошенко и Арсения Яценюка.
По состоянию на сегодняшний день цеха по производству удобрений работают в лучшем случае несколько месяцев в году, а завод худо-бедно выживает лишь за счет перевалки аммиака.
Фонд госимущества несколько раз снижал стартовую цену завода вплоть до 150 млн долларов, но покупателей так и не нашлось. ОПЗ, помимо прочего, обременен долгами — согласно решениям Стокгольмского арбитража и украинских судебных инстанций, предприятие задолжало структурам олигарха Фирташа 251 млн долларов.
Тем временем высококвалифицированные химики из ОПЗ перебираются в различные страны мира — от России до Алжира.
Кременчугский сталелитейный завод
Завод, специализирующийся на крупном вагонном и автомобильном литье, был основан в 1962 году.
В первой половине 2000-х предприятие приватизировали, основными акционерами стали Игорь Коломойский и Сергей Тигипко.
Проблемы у завода начались в 2013 году, когда последние месяцы в Киеве досиживал Виктор Янукович.
Во-первых, после Евромайдана наметился разрыв отношений с Россией — ключевым зарубежным партнером завода.
Во-вторых, кризис охватил «Укрзализныцю» — монополиста железнодорожных перевозок и основного внутреннего заказчика предприятия. В конце 2014 года началась процедура банкротства, а работникам объявили о массовых сокращениях после Нового года.
Два года завод простаивал. Производство возобновили лишь в конце 2016-го. Основными заказчиками стали вагоностроительные предприятия Сергея Тигипко, решившего расширять агробизнес, для чего потребовались дополнительные зерновозы, а также «Укрзализныця», улучшившая свое финансовое состояние после событий 2014–2015 годов.
Тем не менее нынешние объемы производства намного меньше, чем даже в кризисном для завода 2013 году, когда падение составило 48,4%.
В 2013 году объем литья насчитывал 70 тысяч тонн, а по данным аналитиков, в текущем году этот показатель сократится в 2–3 раза. В январе-апреле 2019-го, по сравнению с январем-апрелем прошлого года, завод уменьшил выпуск продукции почти на треть (27,8%). С предприятия уволили более пятисот человек.
Мариупольский завод тяжелого машиностроения
Мариупольский завод тяжелого машиностроения, входящий в группу «Азовмаш», специализировался на производстве вагонов-цистерн, крытых вагонов, полувагонов, контейнеров-цистерн, автоцистерн, металлургического оборудования, портальных кранов.
После 2014 года предприятие вошло в состоянии кризиса. Снизился объем производства, а вместе с ним и финансовые показатели.
Причинами стали утрата российского рынка, боевые действия в Донбассе, противостояние между олигархическими группами за контроль над активом, отсутствие государственных заказов.
Преодолеть последствия событий 2014–2015 года предприятие так и не сумело и в начале 2019 года, имея долги в несколько миллиардов гривен перед частными кредиторами, было объявлено Хозяйственным судом Киева банкротом.