Экономика Экономика

Украина приближается к дефолту

Вести, поступающие из западных столиц, в последнее время обещают киевским властям противоречивые перспективы. Касается это прежде всего сферы финансов, ведь получение очередной кредитной инъекции стало для «майданного» режима идеей фикс.

3 апреля МВФ принял решение выделить Украине кредит размером в 1 млрд долларов, изначально планировавшийся к выдаче 20 марта. Одновременно с этим украинские авуары пополнились на 600 млн евро, предоставленных Евросоюзом в рамках макрофинансовой помощи.

В то же время Всемирный банк перенес сроки утверждения займа в 150 млн долларов с 31 марта на 2 мая (по предварительной информации). А USAID свернуло значительную часть программ финансовой помощи Национальному агентству по противодействию коррупции (НАПК).

В целом же новая вашингтонская администрация планирует сокращать бюджеты Госдепа и USAID, специализирующихся на «продвижении демократии», что является не лучшей новостью для стран Восточной Европы.

Так, о намерениях урезать программу помощи Украине в ходе заседания Атлантического совета заявили

заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бриджит Бринк и бывший посол в Киеве Джон Хербст. В 2016 году все программы помощи Украине по линии Госдепа и различных правительственных агентств (за исключением помощи со стороны Пентагона) составляли около 310 миллионов долларов. 
Бриджит Бринк

Планируемое урезание на 2017 г. составит от 30% до 50%. Возможно, это связано не только с внутриполитической повесткой в США, но и с заинтересованностью американцев фактами коррупции в высших эшелонах власти Украины. 

Американское издание PR NewsChannel сообщило, что Подкомитет по вопросам Европы, Евразии и новых угроз Комитета по иностранным делам Палаты представителей США под руководством конгрессмена Дейны Рорабейкера назначил слушания по рассмотрению теневой деятельности ряда украинских политиков, чиновников и бизнесменов. Под прицелом находятся видные представители порошенковской клиентелы, махровые «схемщики» и «решалы»: Кононенко, Березенко, Грановский, Хомутынник, Гонтарева, Матиос — имя им легион.

Кроме того, на Киев обрушился целый ворох судебных решений, сумма выплат по которым составляет порядка 3,5 млрд долларов. Конечно, еще существует возможность подать апелляцию по трехмиллиардному долгу перед Россией, но, скорее всего, это будет только затягиванием дела. 

Хотя в том и заключается вся стратегия «майданной» власти — тянуть время, набивая полные сундуки денег, а народу скармливать риторику о «российской агрессии» (в Высоком суде Лондона подобная аргументация оказалась бесполезной).

Также напомним, что вскоре ожидается решение Стокгольмского арбитража, которое при наиболее экстремальном для Киева сценарии грозит обернуться полным банкротством Украины.

Хотя, по всей видимости, банкротство Украины — дело лишь времени, а не принципа. Государственный и гарантированный государством долг Украины приближается к размеру номинального ВВП и составляет порядка 73 млрд долларов. А львиная часть выданных кредитных траншей направляется на погашение предыдущих долгов. В частности, до 1 декабря 2017 г. Украине придется отдать МВФ 1,1 млрд долларов, то есть на 100 млн долларов больше, чем было получено. 

Глава Минфина Александр Данилюк заявил, что Киев рассчитывает получить еще один миллиард от МВФ уже в мае, но, скорее всего, министр выдает желаемое за действительное. Ключевые причины — неопределенность вокруг целых секторов экономики (МВФ и так закрыл глаза на явно заниженные показатели экономических потерь от блокады Донбасса, предоставленные Кабмином и Нацбанком) и риски невыполнения киевской властью ряда антисоциальных требований, выдвинутых Фондом.

Александр Данилюк
На Украине продолжают останавливаться предприятия химической отрасли, металлургии, тепловые электростанции.

Если остановка химических заводов — это кампания по «раскулачиванию» Фирташа (что вынуждает аграриев закупать минеральные удобрения преимущественно у РФ), то металлурги и энергетики стали жертвой блокады Донбасса, начатой «патриотической общественностью» и узаконенной Порошенко. Контуры окончательной деиндустриализации и превращения в «аграрную супердержаву» вырисовываются всё более отчетливо…

Второй упомянутый выше аспект, требования МВФ, содержащие пункты о корректировании цен на природный газ (читай — повышении), введении абонплаты за пользование газовыми сетями, повышении пенсионного возраста и снятии моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения, как ни странно, могут действительно быть не выполнены. 

Выполнение данных требований грозит умножить на ноль и без того невысокие рейтинги властного картеля, а в условиях «расползающегося» политического баланса и нарастания социального напряжения голосовать за подобные инициативы себе дороже.

А верхушка киевского режима всегда может заявить кредиторам, дескать, Украина является парламентско-президентской республикой и «продавить» каждого депутата возможным не представляется. Тем более, что Киев ранее обещал повысить пенсионный возраст и открыть рынок земли, но выполнить в установленный срок обещания не сумел.

Интересную гипотезу выдвинул один из киевских политических аналитиков: выдача кредитов и голосование Европарламента за либерализацию визового режима для Украины привязаны к продвижению по минской «дорожной карте». В противном случае кредитов больше не будет, а Совет ЕС заблокирует украинский «безвиз».

Как бы там ни было, но каждый раз, когда Украине выделяют кредиты, вне поля зрения остается ключевой аспект: потери от разрыва экономических связей с Россией, существования офшорных дыр, а теперь уже и блокады Донбасса никакими кредитами компенсировать невозможно. Но временщики, считающие себя украинской властью, подобные вопросы с обществом предпочитают не обсуждать.