Молдова будет учиться балансировать между Россией и Западом
Андрей Стариков
Новоизбранный президент Молдовы Игорь Додон продолжает свой дипвояж. Первый визит лидера Партии социалистов в новом статусе республиканского главы был в Москву, теперь — Брюссель. Общественные настроения вкупе с политической и экономической целесообразностью определяют для Додона тактику поведения — политику разновекторности. Приходится крутить головой и на Восток, и на Запад.
В понедельник президент Республики Молдова Игорь Додон прибыл с визитом в столицу Бельгии, где пробудет до 8 февраля. «Сегодня начинается мой визит в Брюссель. Как и было обещано ранее, это второй мой зарубежный визит в качестве президента Республики Молдова. Предстоит ряд встреч. В числе подтвержденных мероприятий — дискуссии с представителями руководства Европейской комиссии, Европейского совета, Европейского парламента, НАТО», — говорится на официальной странице президента в Facebook. Додон намерен обсудить с еврочиновниками серию вопросов, касающихся взаимоотношений Кишинева и Брюсселя, но главное — результаты Соглашения об ассоциации Молдовы с ЕС, действующего уже третий год. Неприятные результаты.
В 2014 году руководство республики ратифицирует Договор об ассоциации и свободной торговле с Евросоюзом. Этому предшествовал безвизовый режим, обещания о вступлении в ЕС, надежды на стремительный рост экономики страны и благосостояния ее граждан.
Молдова — «отличник» программы «Восточное партнерство», выполняет западные рекомендации, жертвует торговыми связями с Россией. Кажется, что до «европейской мечты» осталось всего ничего, вот-вот она начнет воплощаться в жизнь. Но брюссельская сказка так и не стала былью.
Додон намерен обсудить с еврочиновниками результаты Соглашения об ассоциации Молдовы с ЕС
В PR-кампании, сопровождавшей подписание Соглашения об ассоциации, активно использовались показатели экономических прогнозов
Но что на самом деле? После отмены таможенных пошлин 1 сентября 2014 года экспорт республики за 4 месяца «просел» на 0,4%. Падение продолжилось и в следующем году (−2,3%). С января по август 2016 года внешняя торговля Молдовы также демонстрировала «просадку», и только осенью наметился рост. Правда, об изменении тенденции говорить не приходится: положительная динамика связана с хорошими урожаями и имеет сезонный характер.
Молдавский бизнес по-прежнему не может воспользоваться предоставленными Брюсселем квотами. Из 20 позиций освоено лишь четыре: кукуруза, пшеница, ячмень, обработанные зерновые.
Формальная причина — несоответствие местной продукции евростандартам качества. Западные страны берут из республики только то, что им действительно необходимо, например виноград. Остального и у самих в избытке.
А избыток требует реализации. Лишь за один 2015 год импорт яиц из ЕС в Молдову вырос в 1,9 раза, томатов — в 4,5 раза, сахара — в 1,3 раза, яблок — в 3,7 раза. Неужто аграрная республика сама не способна производить эти товары в необходимых для внутреннего рынка количествах?
Если торговля Молдовы с ЕС, вопреки ожиданиям еврооптимистов, пока отказывается демонстрировать двузначный рост, то в отношении российского направления иллюзий не питал никто. «Европейский путь» республики по определению предполагал ослабление торгово-экономических связей с Россией.
Опасаясь, что через территорию новоассоциированного члена начнется реэкспорт товаров из ЕС, в 2014 году. Москва вводит временный запрет на отдельные виды молдавской продукции, возвращает пошлины. В 2015 году экспорт молдавских товаров на российский рынок падает на 43,2%, или 183,1 млн долларов.
Падение внешней торговли и проблемы в экономике вынуждают Кишинев наращивать долговые обязательства. С 2014‑го по 2017 год госдолг республики вырос практически вдвое: с 27,5 до 50,8 млрд леев. Обещанные иностранные инвестиции не стали спасением. Их объем за два года после вступления в силу Соглашения с ЕС сократился на 17%. В общем, Додону есть о чём поговорить с чиновниками из Брюсселя.
«Отмечу необходимость сотрудничества абсолютно со всеми. Но в основу этого сотрудничества должны быть положены интересы нашей страны — Республики Молдова», — анонсировал свою поездку в цитадель евробюрократии молдавский лидер. «Европейский путь» как единственно верный вектор развития с этими интересами «не сдружился».
В настоящее время 41% молдаван выступает за интеграцию в ЕАЭС (против 40% сторонников евроинтеграции), о чём свидетельствуют данные опроса Международного республиканского института (IRI) США. Благодаря их голосам Игорь Додон и стал новым главой Молдовы.
Игорь Додон на встрече с Владимиром Путиным
Оттого вполне логично, что поездка в Брюссель стала лишь вторым зарубежным визитом государственного головы. Двумя неделями ранее Додон побывал в Москве, нарушив семилетнюю политическую традицию республики начинать президентские полномочия с посещения бельгийской столицы. «Я выступил с инициативой о подписании меморандума о сотрудничестве с ЕАЭС, — рассказал молдавский лидер после общения с Владимиром Путиным, — я попросил рассмотреть возможность, чтобы Молдова стала наблюдателем при этом объединении».
Между тем, Додон неоднократно обещал быть «президентом всех молдаван», почти половина которых по-прежнему смотрит на Европу. Существующие реалии вкупе с политической и экономической целесообразностью сами определяют для Додона единственно возможную тактику поведения — грамотную политику разновекторности.
Европейский союз всё еще сулит Молдове много возможностей, но и оспаривать необходимость вернуться к стратегическому партнерству с Россией едва ли уместно. Додону придется балансировать и общественные настроения, и государственные интересы, придется крутить головой. Только делать это нужно без резких движений, чтобы не вывихнуть шею еще до парламентских выборов.