Латыши стригут как баранов «либеральных инвесторов» из России
Александр Носович
Правительство Латвии утвердило поправки к Закону об иммиграции. Теперь за каждое продление временного вида на жительство придется заплатить 5 тысяч евро. Это далеко не первое ужесточение правил для участников программы «вид на жительство в обмен на инвестиции»: латыши стригут как баранов оппозиционно настроенных по отношению к родной стране инвесторов из России, поверивших в счастливую жизнь в «европейской Латвии».
Государственная программа «вид на жительство в обмен на инвестиции» появилась в Латвии в 2010 году. Ее целью было немного «подтянуть» экономику республики, угодившей тогда в тяжелейший кризис. Для этого Сейм принял закон об инвесторской визе, согласно которому каждый иностранный покупатель недвижимости на сумму более 142 тысяч евро получает временный вид на жительство (ВНЖ) в Латвии. Такой же вид на жительство получают члены его семьи. ВНЖ автоматически продлевается каждые пять лет и дает право на свободное передвижение по Евросоюзу.
Поставленной цели удалось добиться. За семь лет работы программы Латвия получила от иностранных инвесторов больше полутора миллиардов евро. Большинство инвесторов, получивших вид на жительство в обмен на инвестиции, составили россияне. За годы действия программы ВНЖ в Латвии получили более 30 тысяч человек.
Именно российские инвесторы пробудили исконно-посконные фобии латышских националистов: ультраправые сразу же сделали вывод, что новый приток инородцев на латышские земли разрушит уникальную латышскую идентичность и доведет страну до «экономической реоккупации».
Поэтому все годы работы программы Национальное объединение ВЛ/ОС-ДННЛ боролось за ее отмену, приостановку или хотя бы ужесточение. Для их более трезвомыслящих и циничных коллег по правящей коалиции страхи национал-радикалов о возрождении «русского духа» в «латышской Латвии» оказались как нельзя кстати.
Под предлогом обеспечения национальной безопасности вложившихся в латвийскую недвижимость россиян начали стричь как баранов, последовательно ужесточая условия получения вида на жительство и требуя всё больше и больше денег.
Ценовая планка покупаемой в Латвии недвижимости, необходимой для получения ВНЖ, увеличилась почти вдвое — до 250 тысяч евро. Перепродать уже купленные квартиры новым желающим поселиться в Латвийской республике для участников программы стало задачей почти нереальной.
Количество запросов на получение ВНЖ резко пошло на убыль. Причем не только из-за повышения ценовой планки. Ужесточились требования к желающим инвестировать в латвийскую экономику со стороны «компетентных органов».
В Полиции безопасности появилось подразделение, функция которого — изучать личную информацию претендентов на получение видов на жительство на предмет безопасности этих претендентов для Латвийской республики. Другими словами, не пытается ли поселиться на латышской земле путинский засланец — агент ФСБ?
Понятное дело, после создания такого подразделения желающих инвестировать в латвийскую экономику поубавилось: кому охота нести в чужую страну свои кровно заработанные ради того, чтобы попасть там «под колпак» местных спецслужб?
Но на этом притеснения обретших в Латвии место жительства россиян не заканчиваются. Правительство Латвии на этой неделе приняло поправки к Закону об иммиграции.
Согласно этим поправкам, всем иностранцам, получившим временный вид на жительство в Латвии по программе «ВНЖ в обмен на инвестиции», за продление ВНЖ придется уплатить 5000 евро в латвийский бюджет.
То есть процесс «доения» наивных иностранцев (преимущественно россиян), поверивших в возможность сотрудничества с Латвийским государством, продолжается. Конечная цель этого государства — выпотрошить набитых деньгами инвесторов до последнего евроцента. Ободрать их как липку.
Стратегически Латвийское государство от такой поставленной цели только проигрывает. Ужесточение программы «ВНЖ в обмен на инвестиции» давно негативно сказывается на латвийском рынке недвижимости. Спрос на ВНЖ по сравнению с 2014 годом уменьшился примерно в 10 раз.
«Сегодня я не начал бы проект, ориентированный на нерезидентов, потому что не вижу его прогнозируемых сроков реализации. В эти супердорогие проекты может вложить только иностранный инвестор, но он теперь смотрит на Латвию с недоверием», — говорит Алдис Плаудис, владелец компании Vestabalt, специализирующейся на недвижимости.
По его словам, виды на жительство за покупку недвижимости в Латвии нерезидентам с 2014 года практически не выдаются и нерезиденты ушли с латвийского рынка.
В перспективе сворачивание программы, касающейся ВНЖ, обернется для Латвии потерей миллиардов евро (учитывая те полтора миллиарда, которые страна получила за годы действия программы). Но если бы латвийское руководство думало стратегически, то из страны не сбежала бы треть населения, а латышскому народу не грозило бы вымирание.
Для правительства Латвии важнее те деньги, которые оно может содрать с иностранных инвесторов здесь и сейчас. По прогнозу Министерства экономики, который базируется на данных Управления по делам гражданства и миграции (УДГМ), введение платы за продление ВНЖ позволит получить в госбюджет дополнительные доходы: в 2018 году — 3,7–5,1 млн евро, в 2019 году — 5,5–7,7 млн евро, а в 2020 году — 939 тыс. — 1,3 млн евро.
Что же до стратегии, то для латвийских властей стратегическая мудрость их решения прижимать чем дальше, тем больше участников программы «ВНЖ в обмен на инвестиции» состоит в том, что Латвия будет «латышской Латвией». Ободрать доверчивых инородцев и сохранить Латвию для латышей — вот стратегия.
Жертвами хитроумной «разводки» латышей стали люди, которые были уверены, что все разговоры о существовании в Прибалтике русофобии — «кремлевская пропаганда» и им с их семьями и инвестициями ничто не может грозить в «нормальной европейской стране».
Ведь кто из России повелся на возможность получить вид на жительство в Латвии? Московский средний и «upper-средний» класс, стремящийся перебраться на постоянное место жительства в ЕС. Зачастую это были люди, находящиеся в глухой оппозиции к политическому режиму и всему Российскому государству в принципе. Среди претендентов на проживание в Латвии, например, были гендиректор оппозиционного телеканала «Дождь» Наталья Синдеева, неистовый борец с «кровавым режимом» Гарри Каспаров и столь же неистовая «светская львица» Божена Рынска.
Все эти люди выбирали или хотели выбрать Латвию, потому что были уверены, что раз она входит в НАТО, Евросоюз и Шенген и занимает резко антироссийскую позицию на международной арене, то это цивилизованная европейская страна, а миф о том, что там русских не любят, распространяют тамошние и российские «ватники».
Теперь они столкнулись с таким же отношением к себе националистического Латвийского государства, что и те самые «ватники», которым в 1991 году сказали, что Латвия — для латышей, и которых лишили гражданства и сделали людьми второго сорта.