Представитель президента Украины в правительстве Андрей Герус заявляет, что страна стоит на пороге сразу трех энергетических кризисов, связанных с дефицитом газа, нефтепродуктов и электроэнергии. На волне панических слухов соратник Зеленского вспомнил о прямых закупках голубого топлива у «Газпрома». На шестом году безудержной евроинтеграции Киев истосковался по энергетической зависимости от Москвы — совсем как Литва, которая в борьбе за независимость от российского газа построила СПГ-терминал, а теперь покупает для него газ… из России.
«С прекращением транзита в Восточной Европе может возникнуть дефицит газа, и мы не сможем закупать газ у европейских стран, — утверждает Герус. — Во избежание дефицитов нужно иметь повышенные запасы газа в подземке, механизмы обеспечения этого обсуждались на совещании (Совета национальной безопасности и обороны Украины — прим. RuBaltic.Ru)».
О каких именно механизмах идет речь? Пока что их всего два: создание резервов за счет собственной добычи и импорт энергоресурсов по реверсным схемам.
С первым механизмом дела обстоят неважно: планы по наращиванию объемов газодобычи на Украине срываются из года в год (недавно это стало поводом для публичного конфликта между премьер-министром Владимиром Гройсманом и руководством НАК «Нафтогаз»).
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что при сохранении нынешней динамики вожделенную энергетическую независимость Киев обретет лет через 40, тогда как отопительный сезон начнется через несколько месяцев.
Недостающие миллиарды кубометров идут на Украину реверсом. По бумагам этот газ проходит как польский, венгерский или словацкий, но по факту остается российским.
Если верить данным АО «Укртрансгаз», за 3 июня в подземные хранилища газа (ПХГ) Украины поступило 75,26 миллиона кубометров голубого топлива, из которых почти 55 миллионов были прокачаны через западную границу.
При детальном рассмотрении ситуация выглядит комично.
Во-первых, чтобы обезопасить себя от дефицита российского газа, Киев спешит закупить как можно больше… российского газа.
Во-вторых, команду Зеленского, видимо, не смущает, что главное препятствие на пути заключения нового транзитного контракта между Украиной и Россией — это позиция руководства «Нафтогаза» и лично Андрея Коболева.
Обслуживая интересы американцев, последний делает все возможное, чтобы реализовались самые страшные опасения Геруса: транзит через территорию Украины после 2019 года прекращается, российского газа в Европе становится меньше, цены на энергоресурсы подскакивают.
В одном только лукавит представитель президента: в случае возникновения искусственного дефицита украинцы не замерзнут.
Просто прокачивать через западную границу придется не российский трубопроводный, а американский сжиженный природный газ (СПГ), который стоит значительно дороже.
Да еще и посредники — те же поляки — здорово накрутят ценник.
Новую власть такая перспектива не радует, поэтому она стремится как можно быстрее заполнить подземные хранилища. Пока что все идет по плану. Украинские ПХГ заполнены более чем на треть, и это на порядок больше, чем годом ранее.
«Патриоты» в восторге: дескать, даже если Москва захочет подложить нам свинью, мы без российского газа все равно не замерзнем. Потому что благоразумно закачали в подземку российский газ!
Здесь можно было бы поставить точку, если бы Андрей Герус не сделал еще одно примечательное заявление. Представитель президента в правительстве внезапно вспомнил подробности газового спора между Киевом и Москвой: «Было решение арбитража, согласно которому Россия должна продать "Нафтогазу" 5 млрд кубометров газа. Мы за то, чтобы решение арбитража исполнялось. Нам не надо дополнительных переговоров. Есть решение арбитража, в котором указан объем газа».
Речь идет о решении Стокгольмского арбитража от декабря 2017 года. Тогда суд признал обязательность условия «бери или плати» — оно предполагает, что за прописанные в контракте объемы газа импортер платит даже в том случае, если не выбирает их.
Но обязательный годовой объем закупок у «Газпрома» был снижен с 52 до 5 миллиардов кубов. До истечения срока контракта Украина была обязана напрямую закупать их у «Газпрома».
Еще раз подчеркнем: «Нафтогаз» обязали закупать 5 миллиардов кубометров, а не «Газпром» обязали продавать их. Именно Украина отстаивала право не выбирать законтрактованные объемы газа.
Поэтому новость о том, что арбитраж требует возобновления прямых закупок, в «Нафтогазе» восприняли без энтузиазма. Украинцы добиваются «энергетической независимости», а их толкают в объятия злостного российского монополиста!
«Перемоги» на Украине всегда превращаются в «зрады». Здесь вышло с точностью до наоборот: уже в начале 2018 года январские морозы остудили пыл руководства «Нафтогаза». Коболев тогда заявил, что украинская сторона «кровавым» российским газом брезговать не станет: «Цена, которую сейчас обязан установить «Газпром», очень привлекательная. Этим экономическим бенефитом надо пользоваться».
В надежде на оперативные поставки голубого топлива «Нафтогаз» просто перечислил «Газпрому» предоплату, уклоняясь от подписания дополнительного соглашения. Российская сторона деньги вернула, а затем инициировала процесс расторжения газовых контрактов с Украиной (поводом для этого стало явно дискриминационное февральское решение арбитража). На этом история с 5 миллиардами кубометров закончилась.
Теперь о ней внезапно вспоминает представитель Зеленского в правительстве. Его позиция созвучна с позицией руководства «Нафтогаза»: никаких дополнительных соглашений заключать не надо, все уже прописано в старых контрактах и решении Стокгольмского арбитража. Просто продайте нам газ, в конце концов!
После победы майдана Украина отчаянно боролась за «энергетическую независимость» от России.
Режим Порошенко страшно гордился тем, что он не закупает у «агрессора» газ напрямую. А теперь выясняется, что продукция «Газпрома» украинцам все-таки очень нужна.
В команде президента об этом пока открыто не говорят — прикрываются стремлением выполнить решение международных арбитров. Но за мнимой законопослушностью скрывается очевидная истина: без дешевого российского газа Украине становится невмоготу.