Компенсации за «оккупацию» помогут Латвии чинить дороги без дотаций ЕС
Александр Носович
Из-за ежегодного сокращения финансирования от Евросоюза Латвии не хватает четырех миллиардов евро на ремонт дорог. Латвийские дороги считаются одними из худших в мире, при этом у страны нет денег, чтобы улучшить их состояние за собственный счет. Не с этим ли связаны возобновившиеся после длительного перерыва требования к России выплатить Латвии компенсации за «советскую оккупацию»?
«Предпринятые в течение последних пяти-шести лет меры не позволили улучшить дороги. Мы просто притормозили темпы разрушения. Теперь разрушается не 8% в год, а 1% или 0%. Сейчас это разрушение снова начнется, и самое трагическое в том, что если ты не платишь сегодня, то завтра или послезавтра придется платить вдвое-втрое больше», — говорит о состоянии латвийских дорог председатель правления дорожного предприятия Latvijas ceļu būvētājs Андрис Берзиньш.
Дороги в Латвии год от года становятся все хуже, потому что Евросоюз с каждым годом дает все меньше денег на их ремонт.
Сейчас дефицит дорожного фонда составляет 4 миллиарда евро, и у латвийского правительства даже близко нет денег на то, чтобы его преодолеть.
Брюссель ежегодно сокращает субсидии на развитие прибалтийской инфраструктуры. Если в 2015 году Латвия получила на ремонт дорог 125 миллионов евро из структурных фондов ЕС, то в 2020 году получит менее 23 миллионов.
Между тем для того, чтобы привести латвийские дороги в приличное состояние, на их модернизацию нужно тратить по 636 миллионов евро ежегодно. Латвийские власти пытаются выбить необходимые деньги из водителей: акцизы и прочие взносы, которые платят латвийские автомобилисты, с каждым годом растут.
В бюджете на нынешний год запланированы поступления от автовладельцев на 660 миллионов евро. Однако без европейской помощи денег на поддержание дорог в порядке все равно не хватит.
В результате латвийские дороги официально признаются одними из худших в мире.
К такому выводу пришли исследователи Международного экономического форума, прошедшего в начале этого года в Риге. По результатам экспертного опроса представителей страховых компаний и автосервисов, латвийские дороги получили три балла по шкале от одного до семи и оказались на 109 месте в мире. Хуже в Евросоюзе дороги только в Румынии и на Мальте.
За первые месяцы этого года латвийским страховщикам поступило уже более 400 заявлений о неполадках с транспортом, которые вызваны аварийным состоянием местных дорог. Владельцы автосервисов рассказывают, что к ним иногда выстраиваются очереди по семь машин, которые просто проехались по латвийским ямам и ухабам.
При этом эксперты признают, что за последние 10 лет ситуация с дорогами в Латвии не изменилась. То есть вливания в инфраструктуру из фондов ЕС, что называется, не в коня корм.
Не потому ли дотации теперь урезаются год от года и скоро грозят прекратиться вовсе: зачем материально поддерживать Латвию — все равно деньги разворуют, а дороги не починят.
Коррупция в еврофондах уже неоднократно вызывала скандалы в Прибалтике. В прошлом году аудит Минтранса выявил злоупотребления и хищения во всех (!) проверявшихся дорожных предприятиях, которые осваивают средства ЕС.
Самая большая коррупция — в госзаказах, которые финансируются из еврофондов, заявил тогда же бывший министр финансов Латвии Улдис Осис. «Здесь часто побеждают не те бизнесмены, чьи проекты лучше, а те, у которых есть короткая дорожка к тем чиновникам, кто принимает решения по этим делам. Именно поэтому эффективность этих проектов на государственном уровне и уровне самоуправлений очень низкая. В целом приходится признать, что фонды ЕС и раньше были, и сейчас остаются источником безответственности, коррупции, бюрократии и лени на всех уровнях», — говорил он.
Неудивительно, что теперь, когда Евросоюз переживает не лучшие времена, лавочка для прибалтийских чиновников закрывается. Последние все чаще начинают задумываться, на что они будут жить, когда деньги из Брюсселя закончатся окончательно. Потому что при таких темпах сокращения финансирования скоро в Латвии вообще забудут, что такое асфальтированная дорога. Будут на телегах ездить, как при Улманисе.
Не с этим ли связаны внезапно активизировавшиеся в последние месяцы требования к России выплатить Латвии материальные компенсации за «советскую оккупацию»?
Совсем недавно казалось, что эта тема в Прибалтике заглохла окончательно. В прошлом году главы парламентов Литвы, Латвии и Эстонии пришли к общему выводу, что требовать от России возмещения ущерба за советский период — сизифов труд. Москва все равно ни копейки странам Балтии не заплатит, так что лучше ставить перед собой цели, которых можно достичь.
Однако в этом году все началось заново, причем как раз из Латвии. В Риге провели международную конференцию о том, как стребовать с Москвы компенсации за «50 лет оккупации». Европарламентарий от Латвии Сандра Калниете громогласно возмутилась, что Россия по-прежнему отрицает возможность выплаты компенсаций.
С чего бы все это? А деньги заканчиваются. Евросоюз больше не дает, МВФ не дает, Всемирный банк не дает — дороги ремонтировать не на что. Сами прибалтийские политики зарабатывать не умеют: способную к самостоятельному обеспечению потребностей страны экономику они уничтожили собственноручно под пение латышских дайнов.
Остается снова выставлять претензии к России и в стотысячный раз требовать от нее компенсаций за «советскую оккупацию». При которой, заметим, дороги в «оккупированной» Прибалтике безоговорочно считались лучшими в СССР. Во многом потому, что строили и ремонтировали их «оккупанты».
Чем оказали «жертвам оккупации» плохую услугу.
Последние привыкли, что они живут на халяву, а платит им за безбедное существование всегда кто-то другой. Россия, ЕС, НАТО — кто угодно, но только не они сами зарабатывают себе на жизнь.
«Компенсации за оккупации» — это такие же попытки клянчить деньги, как выбивание финансирования из фондов ЕС.
Только с Брюсселем в ход идут жалостливые просьбы, а с Москвой — наглые требования. Европейцам — «мсье, же не манс па сис жур». Русским — «давай денги, денги давай!»
Балтийское нищенство — святое дело.