Из-за пандемии коронавируса в Литве временно приостановили работы по выводу из эксплуатации Игналинской атомной электростанции (ИАЭС). Регулярно увольняет сотрудников латвийский национальный авиаперевозчик airBaltic. Железные дороги и морские порты Прибалтики еще до кризиса начали сообщать о рекордных потерях. Транспортной и энергетической инфраструктурам стран Балтии, которые и до коронавируса находились в критическом состоянии, пандемия COVID-19 грозит окончательным крахом.
С 6 апреля ИАЭС переходит на «щадящий» режим: в течение двух недель будет выполняться минимально возможный объем работы. Причиной тому стала сложная эпидемиологическая ситуация в прибалтийской республике. На момент подготовки публикации количество лабораторно подтвержденных случаев коронавируса в Литве перевалило за 800 человек. Цифра, конечно, небольшая, но для страны с численностью населения менее 3 миллионов человек этого достаточно, чтобы начать беспокоиться.
Перед руководством Игналинки стоит задача максимально снизить количество контактов между сотрудниками. Кого-то из них переводят на удаленный режим работы, около тысячи человек отправляются в простой (заработную плату им обещают сохранить). Перевод атомной станции на карантин — мера вполне здравая, ведь после закрытия энергоблоков никакой пользы экономике страны она не приносит.
Если для других предприятий борьба с коронавирусом сопряжена с потерей прибыли, то для Игналинки этот вопрос неактуален. Нельзя потерять того, чего нет.
Это, впрочем, не значит, что «коронакризис» пройдет мимо ИАЭС.
В сентябре прошлого года в Литве начали строить могильник для ядерных отходов, несколько дней назад был объявлен тендер на возведение двух железобетонных модулей. Ориентировочная цена объекта — 73,1 миллиона евро. Большую часть этих средств предоставят еврофонды. И все бы хорошо, но речь идет об отходах исключительно низкого радиоактивного уровня. Что делать с остальными, пока неясно.
Правительство Саулюса Сквернялиса в прошлом году выступило с инициативой начать сбор средств на строительство могильника долгоживущих отходов, которое по плану начнется аж в 2056 году. Думать об этом стоит уже сегодня, ведь цена вопроса — 2,5 миллиарда евро.
В документе, который разработали в Минэнерго Литвы, предлагается накапливать средства в резервном фонде — ежегодно перечислять в него как минимум 25% всех поступивших в госбюджет дивидендов от государственных предприятий.
А потом в буквальном смысле слова зарыть в землю огромную для маленькой прибалтийской республики сумму. По-другому никак.
«Литва ответственно относится к обращению с долгоживущими радиоактивными отходами, — подчеркивал министр энергетики Жигимантас Вайчюнас. — Чтобы обеспечить стратегически важное и долгосрочное устойчивое финансирование, мы должны уже сейчас предусмотреть источники сбора средств, чтобы для этого не нужно было прибегать к финансированию из бюджета, а все работы в будущем должны выполняться своевременно и качественно».
Изначально предполагалось, что главным источником финансирования всех расходов, связанных с ликвидацией ИАЭС, будет Евросоюз. До недавнего времени так и было, хотя выделяемых средств хронически не хватает.
«Эти деньги годятся только для "поддержания штанов", чтобы на площадке не происходили негативные техногенные изменения, чтобы законсервировать станцию в более или менее стабильном состоянии и переложить вопрос закрытия Игналины на новое поколение налогоплательщиков независимой Литвы», — утверждает эксперт в сфере энергетики Алексей Анпилогов.
Теперь же выясняется, что с хранением отходов высокого радиоактивного уровня Брюссель велел Литве разбираться самостоятельно. Иначе как объяснить появление описанного выше плана правительства?
После «коронакризиса», который, по оценкам различных экспертов, будет намного страшнее финансового «землетрясения» 2008–2009 годов, Игналинка наверняка станет для Литвы еще более тяжелым «ядерным чемоданом без ручки». Просто проявится это не сразу, как и в случае с прибалтийскими портами.
Представители Рижского свободного порта, к примеру, сообщают, что режим чрезвычайной ситуации в Латвии не оказывает существенного влияния на работу столичной морской гавани. Судить об этом можно будет после публикации официальных данных об объемах грузооборота, но даже если сейчас портовики работают в привычном режиме, последствия коронавируса они будут ощущать не один год. Вопрос только в том, перевалка каких именно грузов будет проседать.
О проблемах прибалтийских портов сигнализирует удручающее положение транспортного сектора.
Компания Latvijas dzelzceļš сворачивает электрификацию железной дороги, массово увольняет своих сотрудников и просит у государства дотации в размере 40 миллионов евро. «Доходы упали настолько, что они не покрывают даже расходов, которые и так снижены до минимума», — с горечью заявляют в LDz.
В не менее тяжелом положении оказалась латвийская национальная авиакомпании airBaltic. 24 марта Кабмин поддержал вложение 150 миллионов евро в ее основной капитал.
Исполнительный директор Латвийской ассоциации международных автоперевозчиков Latvijas auto Александр Черкасов предупреждает, что режим чрезвычайной ситуации в республике поставил на грань вымирания всю транспортную отрасль.
В режиме повсеместного перехода на «удаленку» водители остаются без работы, у компаний нет финансовых резервов для преодоления кризиса.
Эпидемия сделала свое дело — даже после ее окончания Прибалтийским республикам едва ли удастся восстановить былые объемы экспорта товаров.
«Подумайте, сколько времени пройдет, пока появятся новые рынки. И это трагедия, ведь связи разорваны. Мы теряем экспортные страны, например, Германию, Италию. Кому будем продавать? Может, Россия купит, но с ней все связи разорваны. Таково политическое решение», — сокрушается бывший министр торговли Литвы Альбертас Синявичюс, который сравнивает нынешнее положение Литвы с блокадой 1990 года.
Коронавирус условно разделил все страны мира на два лагеря: одни накопили финансовый «жирок», другие — нет.
К какой категории относятся страны Балтии, догадаться нетрудно.Новости последних дней о положении дел в транспортной и энергетической прибалтийских инфраструктурах наглядно это демонстрируют.