Экономика Экономика

Конфликт Москвы и Минска на руку Польше и Прибалтике

Конфликт между Россией и Беларусью вышел в публичное пространство. Белорусский лидер Александр Лукашенко подверг острой критике действия российских властей по целому ряду сфер отношений от газовых споров до пограничной зоны. За развитием конфликта наблюдают не только столицы участников, но и все соседи.

На более чем семичасовой пресс-конференции 3 февраля белорусский президент Александр Лукашенко раскритиковал политику Москвы. Ситуацию с развитием двусторонних отношений Лукашенко назвал «неважной» и обвинил российскую сторону в попытках «брать за горло» и в том, что Москва «пинает в хвост и в гриву» межгосударственные соглашения. 

Одним из поводов для упреков стал приказ ФСБ о вводе пограничной зоны между Россией и Беларусью.
Федеральная служба безопасности России вводит режим пограничной зоны вдоль границы с Белоруссией

Ранее Минск ввел безвизовый режим для граждан 80 государств, включая США и страны Евросоюза. В ходе пресс-конференции Лукашенко дал поручение завести уголовное дело на руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта. Следом ведомство объявило о запрете ввоза говядины из Минской области на территорию РФ. По версии Россельхознадзора, часть продукции на самом деле поступала из стран ЕС. 

По словам доктора экономических наук, президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, профессора СПбГУ Николая Межевича, для понимания возникших разногласий нужно учитывать давнюю историю совместной интеграции и историю создания Союзного государства. «Прежде всего я хотел бы отметить, — говорит Межевич, — что в самое тяжелое время в 1991–1992 годах в России старались уделить особое внимание сохранению и развитию отношений с Белоруссией. 

Аналогичное понимание было и в Минске. Вспоминается февраль 1992 года, когда по распоряжению председателя Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга я поехал в командировку в Минск и встречался с заместителем министра иностранных дел Республики Беларусь Владимиром Сенько. В тот раз не удалось достичь серьезных успехов. Слишком велик был хаос. Но сегодня отношения Санкт-Петербурга и Ленинградской области со своими друзьями, торговыми партнерами и побратимами в Республике Беларусь прекрасные. Увы, на региональном уровне не все проблемы решаемы». 

«Идея Союзного государства была блестящей. Это был гениальный прорыв. Особые отношения между братскими народами, тем более в непростую эпоху 90‑х годов, — это здорово. Но потом этого стало мало, — поясняет Межевич. — Отношениям требовалось наполнение, но оно не всегда очень хорошо получалось в рамках Союзного государства. Фактически возник спор двух концепций. Первая концепция — абсолютный суверенитет, как было в довестфальскую эпоху в Европе. Сегодня данная схема не работает — наступила эпоха союзов и блоков. Любой союз или блок — это, так или иначе, ограничение суверенитета. Эти концепции и порождают противоречия».

Николай Межевич

Эксперт подчеркнул, что долгое время сложнейший переговорный процесс прятался от общественности. «Всегда можно было прочесть огромное количество взаимных добрых слов о дружбе и очень мало об экономической конкретике, — замечает Межевич. — А проблемы были, и они нарастали. Но информация о них, к сожалению, появляется только тогда, когда споры переходят в стадию прямого конфликта. Византийская модель хороша тишиной, долгое время она работала, но сейчас очевидно, что уже не работает». Поэтому сейчас как раз и начинается предметный разговор, в том числе привлечение не столько экспертных, сколько научных кругов, считает Межевич. 

«Академик Александр Гранберг рассказывал, как в 1990–1991 годах он и его коллеги разработали модели межреспубликанских балансов, ввели фактор мировых цен. Показали Горбачеву и Ельцину, но, увы, политика уже управляла экономикой. Важно не повторить те же ошибки», — уверен профессор.

Межевич обращает внимание на то, что спор вредит обеим сторонам, однако разлад в отношениях между Россией и Беларусью на руку соседним государствам.

«Объективным выгодоприобретателем в этом споре является Вильнюс. Литва, безусловно, обрадована конфликтом, поскольку он гарантирует загрузку государственного порта Клайпеда. Понятно, что в текущих условиях разговоры о скидках на транзит белорусских нефтепродуктов через российские порты — это вопрос, который на сегодняшний день умер. Так что в Литве праздник», — уверен Межевич. Осенью РЖД предоставили Беларуси 25‑процентную скидку на транзит грузов от белорусских НПЗ; руководство компании говорило о возможности дальнейшего увеличения скидки до 50%. 

Профессор предсказывает также ослабление позиций Беларуси по Островецкой АЭС.

Порадуются благодаря конфликту и в Латвии, считает эксперт: строительство заградительных барьеров на границе с Беларусью пройдет относительно незаметно, без демаршей и ярко выраженных жестких сигналов из Минска. Вероятно также, что между Латвией и Беларусью, наоборот, будут активнее расти транзитные связи. 

Не останется в стороне и Польша. «Польша никогда не сможет смотреть на Беларусь просто как на очередное европейское государство. Концепция “Великой Польши”, доктрина Гедройца — Мерошевского предполагает, что всё происходящее в Минске так или иначе затрагивает интересы Варшавы, — поясняет Межевич. — Сокращение восточного вектора Минска в Варшаве, естественно, уже прочитано как возможность определенного расширения собственного вектора в адрес Беларуси. Линия Миньск-Мазовецки — Минск будет сейчас работать с большей интенсивностью». 

Кроме того, президент РАПИ ожидает, что конфликт станет стимулом к увеличению финансирования различных НКО и экспертных групп, занимающихся «раскачиванием» российско-белорусских отношений.

«Причём топить Союзное государство внешние силы могут попытаться, работая как с национал-радикалами Минска, так и с ура-патриотами Москвы», — резюмирует профессор.