5 инфраструктурных проектов России, которые оставили Украину без транзита и Крыма
Олег Филин
Россия, модернизируя свою инфраструктуру, ежегодно наносит украинской экономике ущерб от 2 до 4 миллиардов долларов, и это не предел. Масштабные российские стройки приводят к исключению Украины из транзитных схем, которые могли бы обеспечить стране процветание на долгие десятилетия вперед. И транзит — не единственная отрасль, где Незалежная несет потери. Аналитический портал RuBaltic.Ru нашел 5 «великих строек» России, которые больно бьют по Украине.
Новые газовые потоки «ставят крест» на украинской ГТС
В 2018 году транзит российского газа через Украину сократился на 7% по сравнению с 2017-м и составил 86,8 млрд кубометров. Украинская газотранспортная система (ГТС) при этом была заполнена только на 61%.
В том же 2018 году «Газпром» поставил в Европу более 200 млрд куб. м газа, 44% из которых — по украинской трубе.
В 2019 году российский концерн планирует ввести в эксплуатацию два новых газопровода в Европу: «Северный поток — 2» и первую нитку «Турецкого потока». Максимальная пропускная мощность энергопотоков составит около 71 млрд кубометров голубого топлива.
Таким образом, новые «потоки» имеют потенциал существенно сократить транзит российского газа через Украину.
По мнению украинских экспертов, минимальный уровень прокачки газа через украинскую ГТС должен составлять свыше 20 миллиардов кубометров. В противном случае содержание трубы становится нерентабельным.
«Совокупно Украина может потерять от запуска альтернативных трубопроводов от 2,8 млрд долларов — больше половины транзитных поступлений», — оценил потери Незалежной сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
По состоянию на июнь, прокладка «Северного потока — 2» выполнена на 59%. Завершение работ ожидается до конца 2019 года.
«Турецкий поток» уже проложен по дну Черного моря. Его приемный терминал готов на 80%.
Локальный удар по украинской железной дороге
Зимой 2017 года российские поезда перестали ездить по украинской железнодорожной ветке Журавка — Миллерово. Всего за 3 года российские железные дороги (РЖД) вместе с железнодорожными войсками ВС РФ построили альтернативную 137-километровую ветку в обход Украины.
После начала эксплуатации нового участка дороги Журавка — Миллерово, которая теперь полностью проходит по территории России, Украина потеряла около 100 транзитных поездов в сутки и более 100 рабочих мест для украинских железнодорожников.
Благодаря строительству железнодорожной ветки в обход Украины в Воронежской и Ростовской областях появилось 7 новых железнодорожных станций. Кроме инвестиций в инфраструктуру и налоговых поступлений, новая ветка привлекла в районы молодых специалистов РЖД и создала около 200 рабочих мест.
В ходе строительства нового участка дороги Журавка — Миллерово были использованы самые передовые технологии, аналогичные тем, что функционируют на Московском центральном кольце (МЦК, маршрутная линия железнодорожного пассажирского транспорта в Москве — прим. RuBaltic.Ru). В перспективе участок может быть использован для движения беспилотных поездов.
Решение о строительстве участка дороги Журавка — Миллерово в обход Украины было принято еще в 2014 году, в пик обострения российско-украинских отношений. К такому шагу Россию вынудили частые остановки и проверки российских поездок на украинской территории.
Дорога Журавка — Миллерово соединяет Москву и другие города Центрального федерального округа с югом страны: Ростовом, Краснодаром и Черноморскими курортами, а также с Крымом.
Майдан помешал Украине стать частью «Нового шелкового пути»
Обойдет Украину стороной еще один масштабный проект, который повлияет на темпы развития многих регионов России, Беларуси и Казахстана. Речь идет о 8500-километровом автомобильном коридоре Западная Европа — Западный Китай (ЗЕ-ЗК).
Строительство автомагистрали началось в 2008 году в Казахстане. Проект должен быть открыт к 2020 году, работы по улучшению автодорожного полотна и созданию необходимой инфраструктуры продлятся до 2030 года.
Более четверти нового транспортного коридора ЗЕ-ЗК пройдет по территории России от Оренбурга к Санкт-Петербургу.
Модернизация автомагистрали из Китая в Европу позволит сократить время перевозок до 10 дней. Транспортировка железнодорожным транспортом занимает от 14 дней, морским — около 45.
Еще в 2013 году Украина была включена в несколько транспортных проектов в рамках «Нового шелкового пути», железнодорожных и автомобильных. Коррективы в планы инвесторов внес майдан.
За пять лет украинское правительство не сделало практически ничего, чтобы улучшить качество дорог.
Новой украинской реальностью воспользовались белорусы. После реконструкции трассы М10 вдоль украинской границы возникла автострада первой категории. Скорее всего, именно этой дорогой грузы из Китая будут двигаться в Польшу и Германию.
Уже сегодня транзитом из Поднебесной по Беларуси проходят грузы на 50 миллиардов долларов.
В ближайшие годы поток будет увеличиваться.
Как Украина «подарила» Крыму 500 миллионов долларов
Крым стал существенной потерей как для украинской государственности, так и для украинской экономики. Причем решение отказаться от возникших экономических возможностей в Крыму приняло украинское правительство.
Пришедшие на волне майдана политики перекрыли полуострову воду, электричество и поставку товаров.
В результате Россия была вынуждена создать новую инфраструктуру, которая крепко связала Крым с Краснодарским краем и открыла новые возможности на самом полуострове.
Один из наиболее наглядных примеров — система энергогенерации на полуострове.
Весной 2019 года на полную мощность вышли две построенные с нуля ТЭС: Таврическая и Балаклавская.
Общая электрическая мощность новых ТЭЦ — 940 МВт. При условии продажи всего объема мощности на полуостров украинская энергетика могла бы получить 12,8 миллиарда гривен или 500 миллионов долларов в год.
Еще 120 дополнительных МВт для энергосистемы Крыма поставляет модернизированная Сакская ТЭЦ, расположенная в Западном Крыму.
Самый грозный инфраструктурный проект для Украины
В последние годы миллиардные инвестиции и новые экономические возможности буквально огибали Украину. Но даже эти потери блекнут по сравнению с уровнем миграции украинцев в Россию.
Российская социально-экономическая инфраструктура ежегодно обслуживает более 3 миллионов украинцев, которые живут и работают в России.
Такую цифру в 2018 году озвучил глава МИД Украины Павел Климкин.
Миллионы украинцев ежедневно пользуются услугами российских государственных и частных компаний, водят детей в детские сады и школы, получают медицинскую помощь, ездят в общественном транспорте и так далее. При этом они чувствуют себя комфортнее, чем в родной стране.
И именно этот масштабный проект, позволивший людям переехать в Россию, — самый главный и самый опасный для Украины.