Прибалтийские политики пишут «историю успеха» туристического сектора
Лайма Каце
Туристическая отрасль стран Балтии продолжает существовать в состоянии неопределённости. О положении дел в этой сфере поступают крайне противоречивые данные. Прибалтийские столицы говорят о росте числа иностранных гостей. Работники турбизнеса, в свою очередь, жалуются на перспективы банкротства, а гостиницы снижают цены. Ловко манипулируя статистикой, правящие создают очередную мифическую «историю успеха», тогда как в действительности туристические отрасли Латвии, Литвы и Эстонии терпят серьёзные убытки от ухода российских гостей.
Для учёта активности путешественников из третьих стран в Европейском союзе применяется показатель «туристической ночи». Подсчитывается количество ночей, проведённых в странах ЕС с пребыванием в гостиницах, хостелах, кемпингах и иных объектах размещения. Статистика при этом указывает на интересный факт: особенностью евросоюзной индустрии путешествий является ярко выраженный «туристический патриотизм» самих европейцев. Лишь 10% «туристических ночей» остаётся за путешественниками-нерезидентами – гражданами других стран, не входящих в ЕС. Лидерами в рядах этой группы являются американцы и россияне. С 2005 года и до начала санкционного противостояния 2014 года прирост в потреблении «туристических ночей» в странах Евросоюза со стороны российских гостей составил +248%.
Отправляясь в Европу, путешественники из большой северной страны отдают предпочтение южным регионам. Испания, Греция, Италия – традиционные фавориты россиян. Ветреная Прибалтика – менее привлекательный маршрут. В 2014 году Эстония, Латвия и Литва среди приоритетов российских путешественников занимали 14, 15 и 16 места соответственно. Не лучший показатель для соседей. И это притом, что для туристической отрасли прибалтийской периферии российские гости имеют ключевое значение. Страны Балтии не вписываются в общеевропейский тренд. В отличие от среднеевропейских 10%, доля иностранного въездного туризма из третьих стран в Латвии находится на уровне 31,2%, в Литве – 24,2%. Россияне занимают превалирующую позицию.
После объявления санкционной войны и падения курса рубля турпоток из России в Латвию, Эстонию и Литву перманентно сокращается.
Несмотря на реальные проблемы в индустрии гостеприимства и туризма, прибалтийские вожди продолжают лукавить и успокаивать своих избирателей.
Особый цинизм в этом вопросе проявляет Вильнюс. По данным
Формально позитивную динамику демонстрируют и другие прибалтийские республики.
Так, в 2015 году латвийские гостиницы приняли на 2% больше постояльцев, чем годом ранее. Въездной поток в Эстонию вырос на 6%.
Но взглянем на другие цифры. На те самые «туристические ночи», используемые европейской статистикой. По данным
Рассказывая об отсутствии заинтересованности в российских гостях, официальный Вильнюс одновременно принимает чрезвычайные меры по спасению «успешно развивающейся» туриндустрии. Местным самоуправлениям предоставляется право взимать с туристов плату за проживание в рекреационных зонах и пользование общественной инфраструктурой. Вводится плата за въезд в курортную зону в размере 5 евро.
Цены на гостиничные номера падают, туроператоры банкротятся, литовские туристические представительства за границей закрываются из-за отсутствия финансирования… а турпоток при этом растёт! Парадокс. Видимо, цифры угодных власти статистических отчётов в очередной раз оказались чуть поодаль от реального положения дел.
Вот и для поддержки «растущего» турсектора Эстонии в марте этого года Совет Партии народного единства предложил ввести 72-часовой безвизовый режим для российских путешественников. По оценке политиков, это наиболее действенный способ спасти отрасль гостеприимства и туризма в стране. Поможет? Вряд ли…
Ожидать позитивных изменений в этом сезоне работникам прибалтийского турбизнеса не стоит.
После отмены запрета на чартерные воздушные перевозки между Россией и Турцией и снятия ограничений на продажу туристических путёвок, платёжеспособные россияне в массовом порядке отправятся к излюбленному ими Средиземному морю. Балтийская жемчужина останется без внимания российских гостей.
Формально россиян, может, и заменят скандинавы, гости из Старого Света и местные путешественники. Вот только потребительские привычки у бережливых европейцев немного другие. Работники сферы гостеприимства помнят: путешественники из России оставляли в 3–5 раз больше денег в сравнении с другими гостями. А потому в ближайшие годы туристическая отрасль стран Балтии если и будет расти, то только в отчётах статистических департаментов.