Эстонский государственный энергоконцерн Eesti Energia сокращает производство электричества из сланца и отправляет сотрудников в принудительные отпуска. В руководстве сетуют на высокие европейские квоты на выбросы углекислого газа, которые делают продукцию предприятия неконкурентоспособной. Но никаких исключений для Прибалтийских республик Брюссель делать не намерен. Литва, Латвия и Эстония продолжают приспосабливаться к требованиям «союзного центра», добивая остатки своей промышленности.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже рассказывал о проблемах, с которыми сталкиваются Eesti Energia и другие производители энергии в странах Балтии. Жесткие экологические требования ЕС заставляют их покупать дорогостоящие квоты на выбросы CO2 (этот «кнут» Евросоюз использует для снижения выбросов парниковых газов в атмосферу). Цена на электроэнергию отечественного производителя для конечных потребителей становится выше.
Российские компании нормам ЕС не подчиняются, а поэтому экспортируют свою продукцию по бросовым ценам.
В результате электричества из России на энергетической бирже Nord Pool становится все больше. Eesti Energia не в состоянии выдерживать конкуренцию.
Неудивительно, что именно с подачи эстонского концерна в Прибалтике начали обсуждать идею введения пошлин на российскую электроэнергию. В итоге правительства Латвии и Эстонии условились взымать с России дополнительные сборы с осени этого года.
Решение, прямо скажем, противоречивое.
Во-первых, потому что российская сторона сумму этих пошлин будет закладывать в стоимость экспортируемой электроэнергии, а прибалтийская сторона — в платежки за услуги ЖКХ. Во-вторых, в Eesti Energia уверены, что смягчение «нечестной конкуренции» глобально ничего не изменит. Судя по всему, пока что речь идет о довольно скромных пошлинах, которые не соответствуют квотам на выбросы углекислого газа в ЕС.
Только выравнивание этих величин поможет спасти эстонского производителя, но это нанесет серьезный удар по благосостоянию рядовых граждан.
Отважатся ли власти республики на столь непопулярный шаг?
Официальный Таллин явно в замешательстве, а проблемы тем временем накатываются снежным комом. Стоимость квот на выброс СО2 в последнее время стремительно растет — это окончательно добивает сланцевую электроэнергетику Эстонии.
К 2023 году Eesti Energia планирует свести роль сланца к минимуму и производить из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) не менее 45% электроэнергии. Но «зеленая» энергетика — это тоже удовольствие не из дешевых.
Как пояснял
То есть "зеленую" энергетику все равно нужно субсидировать, с этим ничего не поделаешь».
В случае с Эстонией это значит, что властям придется выбирать между дорогим сланцем (который становится дорогим из-за брюссельских квот) и по определению дорогостоящей альтернативной энергетикой. Шило на мыло, как говорится…
Анонсированный принудительный отпуск, в который отправятся примерно 1300 эстонских рабочих, — это лишь вершина айсберга. Еще более серьезной проблемой для республики может стать закрытие устаревших энергоблоков. Как минимум три из них должны быть выведены из эксплуатации уже в этом году.
Опять-таки, за это эстонцам стоит поблагодарить ЕС, который пристально следит за сроком эксплуатации энергетического оборудования, работающего на горючем сланце. Время вышло — будьте добры, закрывайтесь! И никого не интересует, что новая электростанция в Аувере лишь частично сможет компенсировать падение производства.
Но даже там, где энергоблоки могут работать, производство электричества падает до критической отметки.
Об этом, в частности, открыто говорит министр финансов Мартин Хельме, который ответил на запрос депутатов Рийгикогу Михаила Стальнухина и Дмитрия Дмитриева.
По словам министра, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й блоки Эстонской электростанции закрытию не подлежат — они оснащены очистным оборудованием. Но на их работу прямо влияют условия конкуренции с импортным российским электричеством. Когда стоимость квот на выбросы СО2 в ЕС растет, говорить о реальной конкуренции не приходится.
Результат налицо: 3-й и 4-й блоки законсервированы, 5-й и 6-й пока работают, но и они при неблагоприятных раскладах могут остановиться. Наиболее конкурентоспособные мощности Эстонской, Балтийской и Ауверской электростанций в условиях низких цен на импортное электричество остаются недозагруженными.
Примечательно, что министр финансов не отрицает возможность дальнейших сокращений работников энергетического сектора. Правительство планирует трудоустроить их на предприятия, которые занимаются производством сланцевого масла.
Концерн Eesti Energia действительно собирается расширить мощности по производству этого вида топлива. Вероятно, это поможет хотя бы частично решить проблему трудоустройства персонала закрывающихся электростанций. Вот только вопрос обеспечения Эстонии электроэнергией все равно останется на повестке дня.
Бедственное положение эстонской энергетики наглядно демонстрирует, как Брюссель обходится со своими восточноевропейскими окраинами.
ЕС предписывает закрыть старые энергоблоки, работающие на «грязном» сланце. Остальные предприятия вынуждены покупать растущие квоты на выбросы углекислого газа, из-за чего их продукция становится неконкурентоспособной. Альтернатива — развитие дорогостоящих ВИЭ, которые в условиях замедления темпов экономического роста не спешит развивать даже Германия. Что уж говорить о Прибалтике!
За последние годы Литва, Латвия и Эстония уже успели почувствовать все «прелести» ограничительных мер со стороны Брюсселя. Вспоминается немало примеров: квоты на производство продовольственной продукции, квоты на вылов рыбы в Балтийском море, закрытие сахарных фабрик в Латвии, которые тоже стали жертвами пресловутой системы квот.
На кого работает эта система? Явно не на Прибалтийские республики, где уровень жизни в разы ниже, чем в странах «старой» Европы.
Отдельного внимания в этом контексте заслуживает энергетика. Под давлением Евросоюза в Литве была закрыта Игналинская АЭС, в соответствии с требованиями Третьего энергопакета власти той же Литвы решили арендовать СПГ-терминал Independence. Судя по последним новостям из Эстонии, эксперименты над энергетикой региона продолжаются.
К этим и другим экспериментам Прибалтика привыкла относиться спокойно: дотации из еврофондов помогали ей сводить концы с концами. Но с 2021 года Брюссель планирует урезать финансирование восточноевропейским лимитрофам.
Сюжет, достойный басни Крылова. Мораль ее была бы проста: легко можно лишиться «подножного корма» от Евросоюза. А восстановить уничтоженную промышленность — задача куда более трудная. В случае с Прибалтикой — почти невыполнимая.