Деньги на крови: как США наживаются на войне в Донбассе
Алексей Ильяшевич
Военная помощь Украине оказалась в эпицентре борьбы за власть в США. Президент страны Дональд Трамп приостановил финансирование украинской армии из-за предположений, что деньги США на войну в Донбассе были источником колоссальной коррупции в команде бывшего президента Барака Обамы. При этом даже официальных данных достаточно, чтобы сделать вывод: конфликт в Донбассе, развязанный при его непосредственном участии, позволил «дяде Сэму» заработать большие деньги и укрепить свой военно-промышленный комплекс. Аналитический портал RuBaltic.Ru подсчитал, сколько официально заработали американцы на крови украинской гражданской войны.
После публикации стенограммы телефонного разговора Дональда Трампа и Владимира Зеленского украинские СМИ долгое время выясняли, кто больше помогает Украине — США или Евросоюз? Хозяин Белого дома был уверен, что его страна делает для Незалежной несравнимо больше, украинский президент поддерживал его на 200%.
В Европе с этим не согласились. По мнению спецсоветника президента Еврокомиссии по отношениям с Украиной Эльмара Брока, ЕС «дает в десятки раз больше, чем американцы». У экспертов нет единого мнения. Во-первых, потому что не вся информация, необходимая для сравнения, имеется в открытом доступе. Во-вторых, потому что не всякую помощь можно измерить в евро или долларах.
Да и что понимать под помощью? Дешевые кредиты, которые Украина получает от западных финансовых организаций? Эти деньги всё равно приходится возвращать. «Помогая» Украине, кредиторы сами в итоге остаются в плюсе.
Сравнение осложняется еще и тем, что США и Евросоюз акцентируют внимание на разных сферах. ЕС последние пять лет поддерживает процесс «мирного» реформирования Украины, выделяя деньги на борьбу с коррупцией, образовательные программы, экологические инициативы и т. д. Вашингтон, в свою очередь, отметился на поприще усиления Вооруженных сил Украины (ВСУ).
Выделение финансовой помощи официальному Киеву ежегодно прописывается в военном бюджете США.
За пять лет накопилась солидная сумма: 1,3 миллиарда долларов. Вероятно, именно это имел в виду Дональд Трамп, когда критиковал своих европейских коллег в разговоре с Зеленским: Евросоюз слишком мало делает для укрепления обороноспособности Украины. Хотя кого должна больше пугать «российская агрессия» — заокеанский Вашингтон или Берлин, до которого Путину рукой подать?
По меркам американского оборонного бюджета траты на Украину — это сущие копейки, какие-то доли процента. Но даже их Вашингтон частично возвращает обратно.
Не секрет, что США регулярно отправляют на Украину своих инструкторов. За счет американской «гуманитарной помощи» Киев оплачивает эти услуги. А ведь натовские вояки стоят недешево — за 500 долларов в месяц они работать не будут.
Выходит, американские деньги выплачиваются американским же военнослужащим, которые используют Украину в качестве полигона для оттачивания собственного профессионального мастерства.
Выгоду в итоге получают США. Тогда почему это называется помощью Украине?
На те же любезно предоставленные средства Киев закупает продукцию американского военно-промышленного комплекса (ВПК). Одна из главных украинских «перемог» прошлого года — получение переносных противотанковых ракетных комплексов «Джавелин». Многие украинцы, должно быть, так и не поняли, что эти прекрасные системы достались их армии не безвозмездно. Сумма сделки составила 47 миллионов долларов.
Если верить официальным данным, контракт в счет военной помощи Украине все-таки оплатили сами США. Но есть версия, что за вожделенные «Джавелины» Порошенко и компания заплатили опосредованно, закупив дорогой американский уголь и не менее дорогие американские локомотивы.
Дальше история приняла совершенно скверный оборот. На линию фронта противотанковые комплексы так и не доставили. Решение вполне логичное, если учесть, что последние танковые бои в Донбассе отгремели в начале 2015 года.
Но тогда зачем вообще понадобилось их покупать? Чтобы просто поддержать американского производителя? Вполне возможно, что это и есть истинная цель заключения сделки. Один из ее лоббистов — бывший спецпредставитель президента США по Украине Курт Волкер — числился сотрудником научно-исследовательского центра «Институт Маккейна» и представлял интересы фирмы BGR Group, которые по счастливому стечению обстоятельств связаны с компанией-производителем «Джавелинов» (Raytheon Company).
Кроме того, уже после сделки украинские эксперты прозрели: оказывается, «Джавелин» стоит в 14 раз дороже, чем отечественная «Стугна», разработанная конструкторским бюро «Луч». По техническим характеристикам она ничем не уступает зарубежному аналогу. Так не лучше ли было поддержать свой собственный ВПК и сэкономить миллионы долларов?
Команда Порошенко, впрочем, хорошо знала правила игры: американская «помощь» должна идти на развитие американской «оборонки», угольной промышленности и машиностроения.
Да и Зеленский очень быстро усвоил этот принцип. Не случайно в разговоре с Трампом он упомянул о желании закупить у США еще больше «Джавелинов». Как вариант, разумеется. Что американцы скажут — то и купим.
На радостях после покупки противотанковых комплексов Украина и вовсе задумалась о приобретении зенитно-ракетных комплексов Patriot. О возможностях такой сделки рассуждал экс-посол Украины в США Валерий Чалый. Журналисты его не так поняли и сообщили, что контракт уже подписан. А потом выяснилось, что стоимость трех дивизионов ПВО может превысить весь оборонный бюджет Украины…
«Помощь» ВСУ превратилась для американцев в инструмент субсидирования собственного военно-промышленного комплекса.
Отдельным фирмам вроде Raytheon Company и их высокопоставленным лоббистам она позволяет заключать многомиллионные контракты. В буквальном смысле слова зарабатывать на крови.
Для оборонного бюджета США, как уже было сказано, это копеечные суммы. Но сам бюджет из года в год «надувается» до рекордных размеров. Помогает ему главным образом неослабевающая напряженность на востоке Украины.
Вслед за американцами расходы на оборону увеличивают и их европейские сателлиты. Кто-то медленно и неохотно, как Германия, а кто-то с большим энтузиазмом, как Прибалтийские республики. Часть этих денег в обязательном порядке идет на закупку нового вооружения. Американского производства, разумеется. Потому что американское — самое лучшее. Без него отразить «российскую агрессию» вряд ли получится.
Аппетит, как известно, приходит во время еды. А к американскому ВПК аппетит приходит во время войны.Пусть даже локальной и вялотекущей. Но пока в Донбассе постреливают хотя бы изредка, Соединенные Штаты могут не сомневаться, что для их «Джавелинов», истребителей и систем ПВО рынок сбыта найдется.