Встреча Владимира Путина и Дональда Трампа в Хельсинки внесла свои коррективы в ситуацию на газовом рынке Европы. Еще более основательно поработали
Для того, чтобы привезти СПГ в Европу, США нужна государственная компания, контролирующая все этапы этого процесса — от добычи до разгрузки газовозов на регазификационных терминалах Европы. Но законодательство США не позволяет ничего подобного, газовая отрасль в них — исключительно частная.
При этом добычей сланцевого газа в Америке заняты одни компании, его транспортировкой на завод по сжижению — другие, самим сжижением — третьи, а поставки СПГ конечным потребителям находятся в руках международных трейдеров до того момента, пока владельцы завода не выплатят банкам все кредиты, полученные ими для строительства.
Второй момент: добыча сланцевого газа является самой дорогой в газовой отрасли, сжижение природного газа — тоже очень недешевая технология. Добавим сюда хранение и транспортировку СПГ через Атлантический океан и получим результат, который мы уже обсуждали
В Вашингтоне 25 июля состоялась еще одна встреча — Дональда Трампа и председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, результат которой в части, касающейся энергетики, многие трактуют как «немедленный старт» поставкам американского СПГ в Европу. Но это далеко не так — нужно осознавать, что Еврокомиссия, как и любые другие структуры ЕС, не определяет объемы закупок европейскими газовыми компаниями. Даже большинство национальных правительств Европы не определяет для газовых компаний своих юрисдикций ни объемы, ни цены газа, ни конкретных поставщиков. Поэтому в Вашингтоне был подписан некий «протокол о намерениях», не более того.
Нужно помнить, что ситуация в США и Европе в корне отличается от той, которая имеется в России. Это российский президент имеет право определять стратегию развития и действий государственной газовой корпорации «Газпром», имеющей эксклюзивные монопольные права на экспорт трубопроводного газа, а в Европе и в Штатах государства практически не вмешиваются в деятельность своих газовых компаний.
Будут ли европейские компании закупать американский СПГ, они определят самостоятельно, исходя только из экономических соображений.
Европейские цены на СПГ в этом году колебались от предельно высоких (во время зимне-весенних аномальных морозов они достигали 425 долларов США за тысячу кубометров в пересчете) до летних — 265 долларов.
«Газпром» полным раскрытием информации о ценах нас не балует, но в феврале-марте, когда спрос был максимальным, его цены, судя по отзывам его европейских партнеров, не поднялись выше 225 долларов за тысячу кубометров; летом цены держались на уровне примерно 200 долларов из-за падения спроса.
Политическая конъюнктура, слова политиков — это одно, экономические интересы реальных газовых европейских компаний — совсем другое. Разница в ценах видна невооруженным глазом, а механизмов, которые позволили бы чиновникам Еврокомиссии принудить газовые компании к отказу от их собственных экономических интересов, в законодательстве ЕС просто не существует.
Но дело не только в том, что европейские газовые компании не испытывают желания работать себе в убыток. Вопрос еще и в том, является ли Россия для США настолько серьезным экономическим соперником, чтобы Штаты действительно были заинтересованы в конкуренции на газовом рынке Европы и в борьбе против позиций «Газпрома».
Если исключить политический диктат — а делать это приходится по указанным причинам, — то конкурировать с «Газпромом» можно только за счет снижения цены. «Газпром» уверенно работал с прибылью и в 2015-м году, когда цена барреля нефти составляла порядка 40 долларов. Но даже после всех модернизаций технологии сланцевой добычи для американских компаний это цена, при которой их прибыль при продаже СПГ в Европе неотличима от нуля.
С учетом все большего влияния спотовых цен на газ и того, что танкерам-газовозам необходимо не менее недели на то, чтобы пересечь океан, вместо прибыли можно было в любой момент получить основательный «минус». А «Газпром» продолжал работать, по итогам отчетного периода аккуратно выплачивая дивиденды.
«Запас прочности» у «Газпрома» такой, что он способен «ронять цену» до того самого момента, когда трейдеры американского СПГ вынуждены будут отказаться от продолжения борьбы. Конкуренция с «Газпромом» на европейском рынке — игра для торговцев американским СПГ заведомо проигрышная уже потому, что корректно использовать именно слово «торговец», а не «производитель», ведь в случае Соединенных Штатов это будут заведомо разные компании.
Конкуренция ради конкуренции с риском получить убытки? Готовы ли к ней американские газовые компании, будут ли выполнять пожелания политического лидера страны? Работать «в минус» исключительно для того, чтобы побороться с «Газпромом»?
И еще один вопрос, который может показаться абсурдным: а так ли выгодно американским производителям и трейдерам поставлять СПГ на экспорт? Первая партия сжиженного природного газа с завода «Ямал СПГ» в декабре прошлого года, пройдя через цепочку посредников, была поставлена в США, когда в Бостоне стояли аномальные морозы: в этот момент цена на газ (в пересчете на кубометры) в Массачусетсе подскочила до 3 400 долларов за тысячу кубометров. Никто не задавал себе вопрос — а почему в этот момент трейдеры, работающие на Sabinа Pass, не отправляли танкер за танкером в этот регион США?
Вот новости куда более свежие: по данным навигационного портала Marine Trafic газовоз Gaslog Hong Kong емкостью чуть более 100 млн кубометров (в пересчете на обычный газ) с ямальским СПГ прибыл на терминал Everett 26 июля 2018 года.
Чуть подробнее: 18 июля Gaslog Hong Kong вышел из порта Амстердама, куда ранее прибыл газовоз «Борис Вилькицкий», который занимается транспортировкой в Европу СПГ с Ямала. Оба судна покинули нидерландский порт 18 июля. Первый направился в сторону США, второй — в Сабетту (поселок в Ямальском районе, где находится завод по производству СПГ). Первый — с газом, второй — пустым.
Снова цепочка посредников, каждый участник которой аккуратно зарабатывает прибыль — цена тысячи кубометров газа (в пересчете) в Калифорнии резко поднялась, хоть и не до зимнего рекорда, — «всего» до 1 300 долларов. На этот раз причина не в морозах, а в жаре: опять погодная аномалия, температура поднялась до +40 градусов по Цельсию, кондиционеры во всех квартирах и офисах работают с максимальными нагрузками.
Третья партия СПГ — чуть ли не с Северного полюса, а Sabine Pass (единственный крупнотоннажный завод по производству СПГ в США, расположенный в штате Луизиана) в это же время продолжает грузить газовозы, уходящие на рынки, где цена в три раза ниже.
Поставляя сжиженный природный газ на экспорт, Соединенные Штаты одновременно импортируют СПГ для собственных нужд. И это далеко не случайность — проблема в системе государственного управления США, которое не успевает реагировать на динамично меняющуюся обстановку. Следуя догмам либеральной экономики, США как государство полностью ушло из энергетической отрасли, понадеявшись на то, что сможет регулировать ее при помощи законов, налогов, пошлин и лицензий. В результате возникли большие проблемы в обеспечении энергетической безопасности страны.