Экономика Экономика

Прибалтика лишится миллионов тонн грузов из России

В Латвии констатировали, что инвестиции в строительство угольного терминала в Рижском порту не «отбились», потому что основной клиент терминала перенаправил транзит на Санкт-Петербург. В будущем вероятно новое падение грузооборота, потому что Россия заканчивает строительство угольного терминала в Мурманске, куда будет перенаправлен транзит угля из Казахстана. Ударные темпы строительства логистической инфраструктуры на западной границе России не оставляют странам Прибалтики ни единого шанса спасти транзитную отрасль.

Билет в один конец

18 апреля президент России Владимир Путин принял в Кремле эстонскую коллегу Керсти Кальюлайд. Одной из тем переговоров стало сотрудничество стран в области транспорта и транзита грузов.

«У нас объективно есть общие интересы, связанные с регионом Балтийского моря: здесь и вопросы безопасности, и вопросы экологии, и вопросы, связанные с транспортом, транзитом», — заявил российский президент.

Это мнение прозвучало особенно актуально на фоне складывающейся в Прибалтике ситуации.

Фото: rferl.org

Со времен СССР Эстония, Латвия и Литва были российским «окном в Европу». Однако после распада Советского Союза власти Прибалтийских государств выбрали антироссийский курс своей политики.

Полагая, что у России нет альтернативы, они продолжили получать прибыль от экономических связей с восточным соседом, но при этом стали навязывать свои условия сотрудничества, в том числе и в плане транзита.

Недружественные и нестабильные отношения фактически вынудили Кремль начать переориентацию грузопотоков на российские порты. За последние годы их инфраструктура заметно улучшилась, и сегодня рост оборота портов России сдерживается лишь имеющимся количеством мощностей. Это позволяет Прибалтике сохранять уменьшающуюся долю российского транзита; впрочем, надолго ли?

Перевод стрелок

Несколько лет назад министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич на внешнеполитических дебатах в Сейме заявлял, что углубление торговых связей с США и дальнейшее освоение китайского рынка вместе с развитием единого рынка Евросоюза — три основных направления работы Латвийской Республики.

Это отличный пример политической декларации в угоду Соединенным Штатам, но в реальности страны Балтии в экономическом плане тесно связаны с Россией, на что Эдгару Ринкевичу стоило бы обратить внимание.

Как отмечают эксперты, «сегодня 9 из 10 тонн грузов всех категорий, переваленных в латвийских портах, — это грузы из России или частично или полностью связанные с российскими грузовладельцами железнодорожные потоки из Беларуси».

Долгие годы транзит российских грузов обеспечивал загрузку транспортной инфраструктуры и занятость населения, давая от 8 до 15% ВВП трех балтийских государств.

Но теперь Россия намерена минимизировать свое участие в транзите через эти страны, а в будущем и вовсе отказаться от него, используя иные транспортные маршруты.

Фото: Новости мира

1 июня началось строительство нового перегрузочного комплекса в порту Усть-Луга. В нем будет происходить перевалка грузов, которые ранее проходили через прибалтийские порты.

Российские производители удобрений также собираются переводить свои грузоперевалочные терминалы из Прибалтики в Россию. Компания «Уралхим» договаривается о строительстве глубоководного порта вблизи поселка Янтарный в Калининградской области, а экспортные поставки продукции этой компании занимают одно из первых мест в Латвии по размеру оборота.

Кроме того, Россия начала строить в Кольском заливе комплекс перегрузки угля «Лавна». Развитие в Мурманской области портовой инфраструктуры позволит увеличить объемы экспорта угля, переводя грузопотоки из портов Прибалтики. Это затронет, в частности, Рижский порт — транзит угля составляет порядка 40% его грузооборота.

Объем перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом через порты Северо-Западного региона, 2010–2020 гг. (прогноз) / Фото: morvesti.ru

Эти проекты вкупе с другими стройками позволят к 2020 году увеличить грузооборот портов Северо-Запада России на 60 миллионов тонн в год. Почти половина этого прироста будет обеспечена за счет переориентации российских грузопотоков из портов Прибалтики на российские порты.

К новому положению дел присматривается Беларусь: Минск рассматривает возможность перехода на использование российских портов. Кроме того, Россия ищет новых партнеров в регионе.

В 2018 году доля российских импортных грузов через порт Хамина-Котка в Финляндии выросла на 50%. При общем объеме перевалки порядка 1,5 миллиона тонн в прошлом году это одновременно и символический шаг, и еще один тревожный звоночек для портов Прибалтики.

После введения в строй новой инфраструктуры Прибалтийские республики лишатся миллионов тонн транзитных грузов в год. Объемы транзита через Прибалтику еще более упадут: основной экспортный товар, идущий в Европу транзитом, составляют нефть, уголь и удобрения.

Страны региона и сами признают, что в скором времени ситуация изменится для них в негативную сторону, как только закончится модернизация российских мощностей. Вряд ли им удастся быстро заместить российский транзит: хотя ранее говорилось, что альтернативой российским грузам могут стать грузы китайские, однако поставки из Китая хотя и осуществимы, но до этих пор «все-таки больше были показательными», как недавно пояснил министр сообщения Латвии Талис Линкайтс.

Латвийское министерство транспорта уже подсчитало, что в случае потери российского транзита бюджет республики потеряет порядка 1,6 миллиарда евро.

До отправления поезда осталось…

Сегодня в России развиваются инфраструктурные проекты, которые призваны обеспечить национальную безопасность и положительно повлияют на экономику. В планах Москвы перевод грузового оборота в отечественные порты с созданием необходимой для этого инфраструктуры.

Однако сегодня свободных мощностей у России на Балтике недостаточно, что дает Прибалтийским республикам несколько лет на размышления и корректировку планов — пока не будут достроены новые терминалы для перевалки зерна, угля и других грузов и не отлажена соответствующая инфраструктура.

Для Эстонии, Латвии и Литвы это должно стать хорошим стимулом — для их экономик транзитная отрасль всегда была весьма существенна, а ее упадок грозит серьезными последствиями для ВВП.

Но в условиях политического курса, выбранного Прибалтийскими странами, трудно ждать здравого экономического диалога Таллина, Риги и Вильнюса с Москвой.

Вероятно, при смене политической риторики у стран появится шанс на возобновление экономического сотрудничества. Только уже без прежних объемов транзита грузов из России.

Читайте также
28 мая 2019
Президент России Владимир Путин поддержал идею строительства глубоководного морского порта под Калининградом. До 1 июля власти региона должны разработать и презентовать бизнес-план проекта, стоимость которого, по предварительным подсчетам, составит около 200 миллиардов рублей. Это значит, что у портов стран Балтии и Польши в скором времени появится новый серьезный конкурент.
30 мая 2019
Вслед за избранием Владимира Зеленского президентом Украины произошла смена президентов в Литве и Латвии. Теперь остается открытым вопрос, сохранят ли страны Балтии при новых руководителях звание главных лоббистов Украины в Евросоюзе.
24 мая 2019
Калининградская область тестирует работу своей энергосистемы в изолированном режиме и приостанавливает поставки электричества в соседнюю Литву.
31 мая 2019
Большие и дорогостоящие проекты всегда рискованны. В краткосрочной перспективе выгоднее оставить все как есть: использовать паром, а не строить мост, делать ремонт, а не возводить новое здание. Но только тот, кто рискует, тратит и преодолевает препятствия, может совершить прорыв и войти в историю.