В Латвии констатировали, что инвестиции в строительство угольного терминала в Рижском порту не «отбились», потому что основной клиент терминала перенаправил транзит на Санкт-Петербург. В будущем вероятно новое падение грузооборота, потому что Россия заканчивает строительство угольного терминала в Мурманске, куда будет перенаправлен транзит угля из Казахстана. Ударные темпы строительства логистической инфраструктуры на западной границе России не оставляют странам Прибалтики ни единого шанса спасти транзитную отрасль.
Билет в один конец
18 апреля президент России Владимир Путин принял в Кремле эстонскую коллегу Керсти Кальюлайд. Одной из тем переговоров стало сотрудничество стран в области транспорта и транзита грузов.
«У нас объективно есть общие интересы, связанные с регионом Балтийского моря: здесь и вопросы безопасности, и вопросы экологии, и вопросы, связанные с транспортом, транзитом», — заявил российский президент.
Это мнение прозвучало особенно актуально на фоне складывающейся в Прибалтике ситуации.
Со времен СССР Эстония, Латвия и Литва были российским «окном в Европу». Однако после распада Советского Союза власти Прибалтийских государств выбрали антироссийский курс своей политики.
Полагая, что у России нет альтернативы, они продолжили получать прибыль от экономических связей с восточным соседом, но при этом стали навязывать свои условия сотрудничества, в том числе и в плане транзита.
Недружественные и нестабильные отношения фактически вынудили Кремль начать переориентацию грузопотоков на российские порты. За последние годы их инфраструктура заметно улучшилась, и сегодня рост оборота портов России сдерживается лишь имеющимся количеством мощностей. Это позволяет Прибалтике сохранять уменьшающуюся долю российского транзита; впрочем, надолго ли?
Перевод стрелок
Несколько лет назад министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич на внешнеполитических дебатах в Сейме заявлял, что углубление торговых связей с США и дальнейшее освоение китайского рынка вместе с развитием единого рынка Евросоюза — три основных направления работы Латвийской Республики.
Это отличный пример политической декларации в угоду Соединенным Штатам, но в реальности страны Балтии в экономическом плане тесно связаны с Россией, на что Эдгару Ринкевичу стоило бы обратить внимание.
Как отмечают эксперты, «сегодня 9 из 10 тонн грузов всех категорий, переваленных в латвийских портах, — это грузы из России или частично или полностью связанные с российскими грузовладельцами железнодорожные потоки из Беларуси».
Долгие годы транзит российских грузов обеспечивал загрузку транспортной инфраструктуры и занятость населения, давая от 8 до 15% ВВП трех балтийских государств.
Но теперь Россия намерена минимизировать свое участие в транзите через эти страны, а в будущем и вовсе отказаться от него, используя иные транспортные маршруты.
1 июня началось строительство нового перегрузочного комплекса в порту Усть-Луга. В нем будет происходить перевалка грузов, которые ранее проходили через прибалтийские порты.
Российские производители удобрений также собираются переводить свои грузоперевалочные терминалы из Прибалтики в Россию. Компания «Уралхим» договаривается о строительстве глубоководного порта вблизи поселка Янтарный в Калининградской области, а экспортные поставки продукции этой компании занимают одно из первых мест в Латвии по размеру оборота.
Кроме того, Россия начала строить в Кольском заливе комплекс перегрузки угля «Лавна». Развитие в Мурманской области портовой инфраструктуры позволит увеличить объемы экспорта угля, переводя грузопотоки из портов Прибалтики. Это затронет, в частности, Рижский порт — транзит угля составляет порядка 40% его грузооборота.
Эти проекты вкупе с другими стройками позволят к 2020 году увеличить грузооборот портов Северо-Запада России на 60 миллионов тонн в год. Почти половина этого прироста будет обеспечена за счет переориентации российских грузопотоков из портов Прибалтики на российские порты.
К новому положению дел присматривается Беларусь: Минск рассматривает возможность перехода на использование российских портов. Кроме того, Россия ищет новых партнеров в регионе.
В 2018 году доля российских импортных грузов через порт Хамина-Котка в Финляндии выросла на 50%. При общем объеме перевалки порядка 1,5 миллиона тонн в прошлом году это одновременно и символический шаг, и еще один тревожный звоночек для портов Прибалтики.
После введения в строй новой инфраструктуры Прибалтийские республики лишатся миллионов тонн транзитных грузов в год. Объемы транзита через Прибалтику еще более упадут: основной экспортный товар, идущий в Европу транзитом, составляют нефть, уголь и удобрения.
Страны региона и сами признают, что в скором времени ситуация изменится для них в негативную сторону, как только закончится модернизация российских мощностей. Вряд ли им удастся быстро заместить российский транзит: хотя ранее говорилось, что альтернативой российским грузам могут стать грузы китайские, однако поставки из Китая хотя и осуществимы, но до этих пор «все-таки больше были показательными», как недавно пояснил министр сообщения Латвии Талис Линкайтс.
Латвийское министерство транспорта уже подсчитало, что в случае потери российского транзита бюджет республики потеряет порядка 1,6 миллиарда евро.
До отправления поезда осталось…
Сегодня в России развиваются инфраструктурные проекты, которые призваны обеспечить национальную безопасность и положительно повлияют на экономику. В планах Москвы перевод грузового оборота в отечественные порты с созданием необходимой для этого инфраструктуры.
Однако сегодня свободных мощностей у России на Балтике недостаточно, что дает Прибалтийским республикам несколько лет на размышления и корректировку планов — пока не будут достроены новые терминалы для перевалки зерна, угля и других грузов и не отлажена соответствующая инфраструктура.
Для Эстонии, Латвии и Литвы это должно стать хорошим стимулом — для их экономик транзитная отрасль всегда была весьма существенна, а ее упадок грозит серьезными последствиями для ВВП.
Но в условиях политического курса, выбранного Прибалтийскими странами, трудно ждать здравого экономического диалога Таллина, Риги и Вильнюса с Москвой.
Вероятно, при смене политической риторики у стран появится шанс на возобновление экономического сотрудничества. Только уже без прежних объемов транзита грузов из России.