Литва стала самой пострадавшей от контрсанкций России страной ЕС – пишет Bloomberg
«Выдержав 17 месяцев санкций и год рецессии, Россия утратила статус главной страны назначения литовского экспорта. Данные, опубликованные в этом месяце, показывают, что запрет Россией импорта продовольствия из Европейского союза и её экономический спад наконец-то сорвали торговые отношения двух стран, – пишет о литовско-российских отношениях
Согласно Департаменту статистики Литвы, данные которого приводит Bloomberg, литовский экспорт в Россию в 2015 году упал на 38%. Экспорт пищевых и сельскохозяйственных продуктов литовского происхождения снизился на 54,5%. Практически прекратился экспорт литовских молочных продуктов в Россию – падение составило катастрофические для литовских аграриев 94%. Мясо и мясные продукты литовского происхождения в Россию не экспортировались вовсе.
Кроме того, произошло резкое падение экспорта в Россию и тех литовских товаров, которые не попадают под режим контрсанкций. На 82% сократился экспорт электромашин, оборудования и их частей, на 76% – наземных транспортных средств.
При этом обещанного обретения новых рынков также не произошло: по темпам общего сокращения экспорта Литва в 2015 году была лидером среди 28 стран ЕС
Одно из крупнейших в мире информационных агентств пишет то, о чём журналисты в самой Литве писать не осмеливаются: внешняя политика литовских властей в последние годы проводилась в ущерб национальным интересам страны; она была предательской по отношению к национальной экономике и собственным гражданам и обернулась смертельным ударом по десяткам национальных производителей.
«В то время как соседние Польша и Латвия сейчас занимаются затыканием дыр, а президент Даля Грибаускайте остаётся одним из самых последовательных сторонников штрафных мер ЕС, побудивших Россию ввести продовольственное эмбарго, литовские предприятия будут готовы восстановить свои связи на востоке, как только спадёт напряжённость и улучшатся экономические условия», – рассуждает Bloomberg, аналитики которого делают вывод, что для слабого литовского экспорта Россия по многим товарным позициям остаётся безальтернативным рынком сбыта: только на востоке продаются местные бренды, известные там ещё с советских времен и неизвестные на западе.
При этом международное информационное агентство допускает, что после отмены санкций и контрсанкций литовская продукция на российский рынок может и не вернуться. «Грузия, которая проиграла пятидневную войну против России в 2008 году, диверсифицировала свою внешнюю торговлю, однако потепление политических отношений не вернуло доминирование России в качестве целевого рынка сбыта для грузинского вина и минеральной воды, – пишет Bloomberg и делает вывод: – Литовские экспортёры будут внимательно следить, как Россия пытается вытащить себя из рецессии, а ЕС пересматривает санкции против неё, введённые из-за Украины».
Получается, что внешняя политика Литвы и интересы литовских экспортёров-налогоплательщиков связаны друг с другом обратно пропорционально. Вся надежда последних – на отмену санкций ЕС против России и отмену встречных санкций России против стран ЕС. То есть на провал внешней политики президента Дали Грибаускайте и главы МИД Линаса Линкявичюса, которые добиваются в Брюсселе продления санкций до бесконечности. Если же успех будет сопутствовать политическому руководству Литвы и война санкций будет продолжена, то надеяться литовским товаропроизводителям будет не на что.
При этом Bloomberg не учитывает, что, кроме диалога России с ЕС, есть ещё межгосударственные отношения России с отдельными странами ЕС, которые за последние несколько лет кризиса отличались очень большими контрастами. В первую очередь – по вопросу о санкциях.
Ни одна страна ЕС не добивалась введения и сохранения санкций против России активнее Литвы, ни одна другая страна Европейского союза не выдвигала за последние два года такого количества антироссийских инициатив, и ни в одной европейской стране политическое руководство не позволяло себе такой хамской риторики в отношении России, какую выдавали президент и глава МИД Литвы.
Всего этого более чем достаточно для того, чтобы санкции России против Литвы сохранились и после отмены продовольственного эмбарго и не были отменены никогда, потому что если от сотрудничества с Россией больше не получат ни копейки те, кто сделал своим смыслом противостояние ей: мелкие и крупные провокации на международной арене, вредительство, – то это будет исторически справедливо.
Аполитичных литовских производителей сыра и творога можно было бы пожалеть, но этого не даёт сделать один упрямый факт: именно литовская молочная промышленность до последних лет была основным спонсором наиболее русофобской политической силы в Европе – партии «Союз Отечества – Христианские демократы Литвы». Простые российские потребители, покупавшие в магазинах творожные сырки из Рокишкиса и сыр «Сваля», оплачивали деятельность ненавидящих их людей, в разные годы призывавших изолировать Россию, не выдавать россиянам шенгенские визы, блокировать Калининградскую область, принимать в Брюсселе и Страсбурге чеченских боевиков.
Если Литва принесла свою экономику в жертву внешней политике, то Россия может успешно совместить внешнеполитический курс с экономическим развитием хотя бы тем, что предпочтёт поддержку отечественного производителя (а в будущем и производителей из более доброжелательных по отношению к Москве стран ЕС) финансированию литовских консерваторов. Оставить без единой копейки российских денег господ Ландсбергиса, Ажубалиса, Кубилюса, Юкнявичене, а также негласно курируемую «ландсбергистами» Грибаускайте – разве это не отвечает российским национальным интересам?