Экономика Экономика

Российский газ удерживает на плаву «энергетическую независимость» Литвы

Чистая прибыль оператора литовского СПГ-терминала Klaipedos nafta (KN) стремительно сокращается. Согласно отчету компании, в 2019 году она выручила почти на треть меньше, чем годом ранее. Слабые финансовые показатели обусловлены снижением объемов обработки нефти в первом полугодии. На сегодняшний день только сотрудничество с российским поставщиком СПГ «Новатэк» позволяет Klaipedos nafta извлекать прибыль из эксплуатации своего СПГ-терминала.

Для литовского госоператора терминалов углеводородов прошедший год, мягко говоря, не стал прорывным. Финансовая отчетность свидетельствует о том, что чистая прибыль компании составила 8,1 миллиона евро и сократилась почти на 30%. По сравнению с 2017 годом ситуация выглядит просто аховой: тогда Klaipedos nafta заработала более 17 миллионов евро.

Падение более чем в два раза.

На первый взгляд это может показаться странным. Весь прошлый год Литва хвасталась рекордными показателями активности СПГ-терминала Independence. Росли объемы регазификации, заключались новые контракты на бронирование импортных мощностей. Руководство KN ликовало. Казалось бы, почему тогда сокращается прибыль?

Сразу оговоримся, что газ здесь ни при чем. Падение чистой прибыли компании связано с другим направлением ее деятельности.

В первом полугодии 2019 года существенно снизились объемы перевалки нефтепродуктов. Одна из главных причин — загрязнение сырья в трубопроводе «Дружба». В результате приостановки экспорта российской нефти в первую очередь пострадала сама Россия. Но Литве тоже досталось.

По официальным данным, на низкие объемы перевалки повлияли и другие факторы. В том же первом полугодии на крупных предприятиях — заказчиках нефти, с которыми сотрудничает KN, произошел ряд инцидентов. Потом на некоторых заводах начались плановые ремонтные работы. От литовского оператора нефтяных терминалов здесь мало что зависело.

Очевидно, без рекордной загрузки СПГ-терминала чистая прибыль компании была бы еще ниже. Здесь действительно есть чем похвастаться. В разы выросло количество танкеров-газовозов, которые заходили в Клайпеду. Сбылась мечта литовцев: бронировать мощности их терминала наконец-то начали клиенты из других стран. Услугами Klaipedos nafta в 2019 году решили воспользоваться эстонские энергокомпании Eesti Energia и Elenger. О том, что Independence лучше вернуть норвежцам после окончания срока аренды, никто уже даже не заикается…

Оператор СПГ-терминала записывает эти успехи себе в актив.

В действительности его «чрезвычайно высокая операционная эффективность» — не более чем результат счастливого стечения обстоятельств.

Конъюнктура европейского газового рынка в 2019 году благоприятствовала потребителям. В силу разных причин цены на «голубое топливо» обвалились до десятилетних минимумов. И это еще не предел: по прогнозам аналитиков, к лету стоимость одной тысячи кубометров газа может упасть ниже ста долларов.

Страны ЕС фактически превращаются в поле боя между трубопроводным газом и СПГ. Существует версия, что Россия целенаправленно «убивает» цены на европейском рынке энергоресурсов, чтобы отодвинуть конкурентов. Даже транзитный контракт с Украиной некоторыми экспертами рассматривается как часть этой стратегии.

Казалось бы, «Газпром» подписал не самое выгодное для себя соглашение, оставив на украинском направлении слишком большие объемы газа. Но ситуация выглядит иначе, если предположить, что Россия действительно добивается дальнейшего «проседания» цен.

«В этом году будет настоящая резня. Цены будут убиты. Я думаю, что в конечном итоге "Газпром" добьется успеха с 10–20-летним доминированием», — такое мнение высказал анонимный трейдер информационному агентству S&P Global Platts, которое специализируется на изучении рынка углеводородов.

В ценовой войне у России, как ни крути, больше шансов на успех. Уровень безубыточности «Газпрома» намного ниже, чем у заокеанских производителей СПГ.

Там, где российская компания будет терять прибыль, ее конкуренты будут уходить в «минус». Вопрос лишь в том, сколько продлится эта игра на понижение.

Импортеры понимают, что нужно пользоваться моментом, не дожидаясь стабилизации рынка. Стремление закупить газ по бросовым ценам — один из драйверов роста спроса на СПГ. Вот почему загрузка регазификационных терминалов увеличивается по всей Европе, а не только в Клайпеде.

Примечательно, что непосредственное участие в этом принимает компания «Новатэк»: в 2019 году Россия опередила США по поставкам СПГ в Европу.

То есть «Газпром» вынужден конкурировать не только с американским или норвежским, но и с российским сжиженным газом. Как разрешится это противоречие, покажет время.

Уже сегодня «Новатэку» стоит задуматься о поиске новых рынков сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на который традиционно ориентируются поставщики СПГ. Но пока что ничего не мешает российской компании загружать работой тот же клайпедский терминал. Только за январь Литва приняла четыре танкера с грузами из Высоцка, где находится завод «Новатэка».

Если так пойдет и дальше, то 2020 год для СПГ-терминала Independence тоже станет рекордным.

Трудно сказать, какое влияние закупки российского сжиженного газа оказали на финансовые показатели Klaipedos nafta. Скорее всего, жесткой корреляции здесь нет. Оператор терминала выступает посредником между экспортером и конечным потребителем, поэтому его маржа не должна существенно увеличиваться от «проседания» цен на газ. Главным выгодоприобретателем закономерно становится главный покупатель регазифицированного СПГ — литовский концерн Achema.

С другой стороны, росту прибыли Klaipedos nafta способствует высокая загруженность терминала, которой удалось добиться при содействии «Новатэка».

Получается схема, выгодная для обеих сторон: российская компания увеличивает присутствие на европейском рынке, а Литва закупает СПГ по наиболее выгодным ценам.

Недовольны только адепты «энергетической независимости» от РФ, которые и затеяли несколько лет назад историю с СПГ-терминалом.

Klaipedos nafta парирует: дескать, не имеет значения, кто поставляет нам сжиженный газ. Важна сама политика диверсификации поставок, которая «сбивает» цену на «голубое топливо».

Отчасти это правда, ведь без аренды терминала Литва не смогла бы выйти на спотовый рынок СПГ, который сегодня имеет преимущества перед долгосрочными контрактами с «Газпромом». Но когда «газовая резня» в Европе закончится (рано или поздно это произойдет), выгоды «энергонезависимости» снова превратятся в бремя для налогоплательщиков.
Читайте также
31 января 2020
Контракт на транзит российского газа через территорию Польши заканчивается в мае этого года. «Газпром» не выражает желания вести переговоры о заключении нового соглашения, а глава польской государственной нефтегазовой компании уверяет, что его страна готова к приостановке транзита.
31 января 2020
В аэропорту Вильнюса при прохождении паспортного контроля задержана корреспондент телеканала «Звезда» Юлия Шатилова. Сотрудники посольства России в Литве выясняют обстоятельства инцидента.
30 января 2020
Пять важнейших газовых месторождений Украины истощились на 79–90 процентов. Об этом сообщили в дочернем предприятии «Нафтогаза» — «Укргазодобыче».
30 января 2020
На калининградское побережье Куршской косы Балтийское море выбросило куски парафина. Его обнаружили инспекторы национального парка на участке между поселками Рыбачий и Морское.