В ЕС предлагают ввести новый топливный налог. Полученные средства должны быть использованы для покрытия издержек, связанных с неконтролируемым притоком беженцев. Наиболее активными лоббистами этой инициативы выступили латвийские эмиссары в Брюсселе.
Латвийский экс-премьер и архитектор «истории успеха», а ныне вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис поддержал идею министра финансов ФРГ Вольфганга Шойбле о введении в ЕС дополнительного топливного налога. Новые сборы с европейского населения, по замыслу главы немецкого Минфина, помогут покрыть издержки, связанные с приёмом средиземноморских беженцев. Варяг официальной Риги на службе Брюсселя обеими руками «за». «Я согласен с г-ном Шойбле. Нам в Европе необходимы свежие идеи, как справиться с кризисом беженцев. Налог на топливо на национальном или европейском уровне мог бы стать возможным источником финансирования, особенно учитывая то, что цена бензина – на исторически низком уровне», – заявил
«Дополнительные плюсы» Пабрикса – безопасность, экономический рост и социальная справедливость – существуют в какой-то параллельной реальности евродепутата.
Повышение налоговой нагрузки по определению ведёт к снижению реального дохода населения: денег в карманах налогоплательщиков становится попросту меньше. Падает совокупный спрос. Замедляется рост экономики.
О какой-либо социальной справедливости можно говорить лишь в том случае, если налоговые сборы идут на повышение пенсий и пособий, снижение экономического неравенства. Но министр Шойбле ведь предлагает несколько иное: заставить европейских налогоплательщиков покрывать неконтролируемые издержки, связанные с иммиграцией, из собственного кошелька. Едва ли уместно упоминать и о безопасности, реализуя столь непопулярные меры. Напротив, гарантирован рост социального недовольства и напряжения в обществе. Вот они – «плюсы Пабрикса».
Но, в отличие от доктора политических наук Пабрикса, скрупулёзный бухгалтер Домбровскис имеет представление о базовых экономических законах и положении дел в латвийской экономике.
Экс-премьер не может не понимать, что дополнительная налоговая нагрузка приведёт к окончательной ликвидации любых остатков предпринимательской инициативы, к падению уровня жизни населения.
Топливный налог – забота далеко не одних только автовладельцев. Транспортные издержки являются важной ценообразующей составляющей практически любого товара. Поэтому сэкономить, пересев на велосипед, не удастся: повышение налога на бензин автоматически приведёт к росту стоимости всех товаров и услуг – от упаковки молока до стрижки в парикмахерской.
И если условный немец или гражданин Франции способен (хоть и вряд ли желает) поделиться с беженцами частью своих доходов, то латвийцам делиться уже, собственно, и нечем: с этого года жители Латвии и так вынуждены терпеть более высокие поборы, чем их эстонские и литовские соседи.
Осевший в бельгийской столице Домбровскис давно обслуживает интересы исключительно брюссельской бюрократии, позабыв о некогда «любимом» им латвийском народе. И даже будучи архитектором «истории успеха» Латвии, нынешний вице-президент Еврокомиссии искал вовсе не самый мягкий и социально приемлемый путь преодоления экономической катастрофы, но создавал для еврочиновников «образец надлежащего преодоления кризиса», которым Брюссель впоследствии мог бы тыкать в нос непослушным странам вроде Греции.
Домбровскис не занимался «шантажом» функционеров ЕС, выпрашивая финансовую помощь на приемлемых для страны условиях, не снижал налоговую нагрузку, способную дать импульс развитию бизнеса. Напротив, совместно с рыночным фундаменталистом Андерсом Аслундом тогдашний премьер решил провести над маленькой страной рискованный эксперимент: подвергнул Латвию политике «внутренней девальвации». Зарплаты бюджетникам были понижены на 20%, пенсии для работающих пенсионеров – на 70%, социальные выплаты сокращены, налоги повышены.
Логично, что подобное затягивание поясов привело к массовой эмиграции трудоспособного латвийского населения за рубеж. Это и позволило апологетам «внутренней девальвации» с лихвою поспекулировать макроэкономическими показателями.
Демонстрируя сокращение безработицы, политики не уточняли, что причиной этому служит не появление новых рабочих мест, а выезд населения в Англию и Ирландию; что сальдо торгового баланса улучшилось не за счёт роста продукции, продаваемой за рубеж, но благодаря падению внутреннего спроса и, как следствие, импорта: население просто не могло позволить себе покупать дорогие иностранные товары. Вот такой она была, «история успеха» на экспорт.
В очередной раз, но теперь уже для решения брюссельских проблем, вице-президент Еврокомиссии Домбровскис предлагает залезть в карман к собственным соотечественникам. Рецепты у латвийского экс-премьера остаются всё теми же: повышение налогов. «Nothing special».