Вернись, я все прощу: Литва будет бороться за белорусский транзит
Александр Носович
В литовском правительстве выразили готовность бороться за сохранение транзита белорусских грузов через Клайпедский порт. Одновременно с этим заявлением Литва решила нажаловаться на Белорусскую АЭС в Вашингтон и с помощью американцев сорвать открытие атомной станции. Как при такой политике Вильнюс намерен сохранить белорусский транзит — загадка.
Министр транспорта Литовской Республики Рокас Масюлис заявил, что Литва делает все необходимое для транзита грузов из Беларуси по литовским железным дорогам, перевалки в морском порту Клайпеды и последующего транзита по морю. Республика надеется сохранить белорусские грузы в прежнем объеме, и у Минска нет экономических оснований для переориентации транзитных потоков.
«Пока грузы идут через Литву. Надеемся, что так будет и впредь», — сказал Рокас Масюлис.
Заявление литовского министра транспорта прозвучало в ответ на слова президента Беларуси Александра Лукашенко о том, что «если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию». Эти слова Лукашенко сказал новому белорусскому послу в Латвии, направляя его в Ригу.
Президент Беларуси поставил послу в Латвии задачу «обеспечить выход к морю».
Именно эта прибалтийская республика должна теперь стать «морскими воротами» для Беларуси, а не литовский Клайпедский порт, который до сих пор виделся Минску в этой роли.
«Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью. Мы люди порядочные, обязательные, они это знают. И если они пойдут нам навстречу по многим вопросам, которые мы им предложим, они будут иметь определенный (и немалый) эффект», — сказал Лукашенко о Латвии.
Слова белорусского президента — политический сигнал на переориентацию белорусского транзита с Литвы на Латвию. И не только на Латвию. Оборот нефтепродуктов в Клайпедском порту уже начал сокращаться из-за переориентации миллиона тонн белорусских нефтегрузов на порты Ленинградской области России. Перевалка нефтегрузов в Клайпеде за первые шесть месяцев этого года сократилась на 2,7% и составила 5,3 миллиона тонн. Это первый случай снижения объемов грузоперевалки Клайпедского порта после нескольких лет роста.
Но литовские власти, как видно, считают, что тенденция еще не приобрела необратимый характер и они смогут сохранить объем перевалки нефтепродуктов порта Клайпеды на прежнем уровне.
При этом те же власти продолжают свой «крестовый поход» против Белорусской АЭС и даже хотят сорвать ввод в эксплуатацию атомной станции в Островецком районе с помощью американцев.
«Вопрос Островца поднимался по моей инициативе. Как и в отношении "Северного потока — 2", есть общий подход, что нет таких ситуаций, которые бы мы трактовали как точку невозврата: на любой стадии проекта мы должны делать все, чтобы проекты не реализовывались или чтобы сроки их реализации переносились. Надеюсь на действительно солидарный вклад США в предотвращение пути ядерной угрозы на границе НАТО, а именно в Литве», — сообщил министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас.
По мнению Вайчюнаса, Вашингтону следует выстраивать отношения с Минском «через призму БелАЭС». То есть давить на Беларусь, вводить против нее санкции, угрожать военной силой до тех пор, пока Минск не заблокирует строительство атомной станции под Островцом.
Учитывая нескрываемое и даже регулярно демонстрируемое Дональдом Трампом пренебрежение Восточной Европой и американскими союзниками в этом регионе, шансы Литвы повлиять на Минск через США ничтожны. Сами по себе литовские жалобы в «обком» неинтересны. Интересно другое.
Как в Вильнюсе собираются левой рукой сохранить белорусский транзит для Клайпеды, если правой рукой они строчат доносы на Беларусь в Вашингтон?
Литовский министр транспорта правильно говорит, что у Минска нет экономических оснований менять направление белорусского грузопотока с Литвы на другие маршруты. Так и у Вильнюса нет экономических оснований бороться с Белорусской АЭС. С экономической точки зрения атомная станция в Островце исключительно выгодна Литве, потому как дает ей дешевую энергию, кратно снижающую расходы на энергопотребление как для предприятий, так и для обычных литовских домовладельцев.
Литовским властям бы поддержать этот проект и вложиться в строительство атомной станции. Вместо этого в Вильнюсе третий год закатывают истерики, устраивают информационные вбросы об авариях на стройплощадке АЭС, подговаривают свою агентуру в белорусской оппозиции устраивать провокации. Подговорили Польшу и Латвию отказаться от закупок энергии с Белорусской АЭС, пишут «слезницы» в Брюссель, а теперь еще и в Вашингтон.
И потом еще удивляются, что Минск теперь хочет сотрудничать с Латвией. Как же так, ведь с Литвой так выгодно!
Поведением литовских политиков движут не экономические основания, а совершенно тупая и какая-то бабья зависть к Белорусской АЭС.
Подобную зависть испытывают к личному счастью несостоявшегося жениха. Как Литва ни пыталась четверть века изменить геополитический выбор белорусов и затащить их к себе в НАТО и Евросоюз, ничего у нее не получилось. Литва так и осталась частью антироссийской «буферной зоны», Беларусь так и осталась в Союзном государстве с Россией.
И вот результат. Литве Евросоюз атомную станцию закрыл, Россия Беларуси построила. Литва деградирует, Беларусь растет.
По литовскую сторону границы Виленский край — это вымирающие деревни с разъехавшимся по «ирландиям» населением, по белорусскую — двухмиллионная минская агломерация с крупнейшим в Европе инвестиционным проектом Китая и новейшей атомной станцией.
Ощущение этих контрастов и осознание белорусской успешности и тупиковости собственного пути развития делают литовских деятелей существами вздорными и иррациональными. Они десятилетиями делают все от них зависящее, чтобы белорусский транзит из Литвы ушел, а когда он уходит, встают в дверях подобно героине Татьяны Пельтцер в фильме «Формула любви» и кричат: «Не пущу!»
И при этом анонсируют новые пакости против Беларуси, из-за которых белорусский транзит, собственно, и уходит.