Европа и весь остальной мир стоят на пороге кризиса, по сравнению с которым 2008 год покажется легкой встряской. Тогда проблемы лежали исключительно в плоскости финансов, а сегодня страдают туризм, авиаперевозки и прочая сфера услуг. В случае с Прибалтикой спад деловой и производственной активности усугубится еще одним крайне болезненным фактором: на родину начнут возвращаться все те, кто лишится (или уже лишился) работы в Западной Европе. Коронавирус подрывает выстроенную систему «выдавливания» лишнего населения за рубеж, которая позволяла Литве, Латвии и Эстонии держать безработицу на низком уровне и сохранять социально-политическую стабильность.
Тренд последних недель — ухудшение всех возможных экономических прогнозов. Лучиком света можно назвать разве что Китай, который в 2020 году должен показать хоть и небольшой, но все-таки рост (по последним оценкам Всемирного банка — на 2,1%).
А в Западном мире все совсем плохо. Здесь ожидается сплошная рецессия. По мнению международного рейтингового агентства S&P Global Ratings, даже Соединенные Штаты, у которых, казалось бы, должен иметься запас экономической прочности, в годовом исчислении потеряют 1,3% ВВП.
В еврозоне ситуация еще хуже — ей предрекают падение на уровне 2%.
И это еще «цветочки». «Ягодки» можно обнаружить в документах для внутреннего пользования Еврокомиссии (ЕК), содержание которых просочилось в Сеть.
Конкретные цифры в них не указываются, поскольку окончательные масштабы влияния коронавируса на состояние мировой экономики оценить трудно: неясно, когда наступит пик эпидемии, сколько продлятся ограничительные меры, насколько жесткими они будут в США и так далее. Тем не менее ЕК прогнозирует, что влияние кризиса будет намного более разрушительным, чем в 2009 году. Тогда ВВП стран Евросоюза суммарно упал на 4,3%.
Причем это «средняя температура по больнице». Какие-то страны пострадают больше, какие-то меньше.
Глубина падения Прибалтийских республик просто поражала. ВВП Латвии, к примеру, по итогам 2009 года сократился на 17,8 % — это был худший показатель в мире.
К чему тогда готовиться сегодня? К полному обнулению прибалтийских экономик?
Впрочем, экспертные оценки пока не сулят им коллапса. В свежем экономическом обзоре Swedbank прогнозируется сокращение латвийской экономики на 5,8%, а литовской и эстонской — на 5%. Кроме того, уже в 2021 году Прибалтика должна отыграть это падение. В тонкости расчетов вникать не будем, но один спорный момент сразу бросается в глаза.
Как отмечает главный экономист Swedbank Лива Зоргенфрейя, прогнозы банка основаны на предположении о том, что в Европе события будут развиваться по китайскому и корейскому сценарию: введенные правительствами меры окажутся эффективными и коронавирус удастся остановить за пару месяцев.
Но уже понятно, что Европа и США оказались менее удачливы, чем Южная Корея, которая каким-то чудом смогла победить болезнь без жестких карантинных мер. А то, что сделал дисциплинированный коммунистический Китай, западным демократиям просто не под силу.
В результате одна только Италия с населением в 60 миллионов человек значительно обогнала КНР по показателям заболеваемости и смертности.
Так стоит ли уповать на эффективность европейских мер по борьбе с коронавирусом?
В самой Прибалтике делают еще более оптимистичные прогнозы. К примеру, местный банк Luminor воодушевлен экономическими перспективами Литвы, которая в 2020 году потеряет 2,5% ВВП, но сразу после этого вернется к устойчивому росту.
«Литва в 2021–2022 годах, вероятно, будет самой быстрорастущей экономикой в странах Балтии, поэтому мы отдалимся от Латвии и приблизимся к Эстонии. Наши оптимистичные прогнозы основаны на том, что Литва становится лидером в экспорте услуг с высокой добавленной стоимостью в регионе, а прорыв в привлечении крупных промышленных инвестиций позволяет диверсифицировать и равномерно распределить экономический рост между регионами Литвы», — заявил экономист Жигимантас Маурицас.
Тем временем эстонский Минфин ожидает падения экономики всего на 3% и роста на 2,7% в 2021 году.
В общем, смело можно говорить о некоем западном консенсус-прогнозе относительно Прибалтики: рецессия, несомненно, будет, но не такая страшная, как в 2008–2009 годах (не больше, чем в среднем по ЕС).
Кроме того, Литве, Латвии и Эстонии удастся полностью или почти полностью восстановить экономику уже через год. Они же в случае необходимости смогут занимать деньги на международных финансовых рынках под низкие процентные ставки. Словом, в списке вымирающих видов «балтийские тигры» не окажутся.
Спорить с этим утверждением, равно как и подтверждать его, сегодня бессмысленно. Как говорится, не узнаешь, пока не попробуешь. Но одно весьма негативное (и, что самое главное, долгосрочное) последствие экономического кризиса можно спрогнозировать наверняка: в Прибалтике резко вырастет безработица.
Эта проблема, с которой готовятся столкнуться по всему миру, для Литвы, Латвии и Эстонии особенно актуальна. Сокращение рабочих мест в самих странах Балтии — только одна сторона медали.
Стоит учитывать, что безработица будет расти и в экономически развитых странах «старой» Европы, где «окопалось» огромное количество тех же латышей и литовцев.
Именно они первым делом попадут под каток массовых сокращений. Куда им деваться? Вариант только один — возвращаться домой. Туда, где есть жилье, родственники, семья и государство, сохраняющее перед своими гражданами хоть какие-то социальные обязательства.
Но пристроить всех «возвращенцев» оно не сможет.
Это и понятно: много лет Прибалтийские республики сознательно «выдавливали» лишнее население за рубеж. Схема простая и очень выгодная. Во-первых, благодаря трудовой миграции в Прибалтике наблюдается стабильно низкий уровень безработицы. Во-вторых, уезжают в основном самые активные и амбициозные люди. Уезжают и не создают проблем для местной власти, которая привыкла к тому, что население все стерпит.
Соответственно, проблемы вернутся вместе с ними. Этих людей как минимум нужно будет прокормить.
«Если жизнь не вернется в нормальное русло, у нас окажется армия безработных, которые будут получать пособия, — предупреждает заместитель председателя правления Центробанка Литвы Раймондас Куодис. — Я не против, но надо понимать: если мы сильно снизим предложение, сколько бы мы ни закачивали денег в экономику, предложение не увеличится, будут расти цены».
По оценкам эстонского Минфина, уровень безработицы в стране вырастет почти вдвое — с 5% до 9%. Министр финансов Литвы Вилюс Шапокас со свойственным ему оптимизмом спрогнозировал рост безработицы до 8% (на 2% выше, чем сегодня). При этом в обеих странах признают, что в 2021 ситуацию с занятостью населения удастся исправить лишь частично. Но от Литвы и Эстонии здесь мало что зависит. Вопрос в том, готова ли будет посткризисная Европа принимать прибалтийских мигрантов с прежним радушием.