Аналитический портал RuBaltic.Ru продолжает цикл записок о гражданской жизни Донецка — столицы самопровозглашенной Донецкой народной республики. Хотя у жизни в воюющем регионе, в непризнанной республике есть свои особенности, заботы жителей Донецка очень похожи на заботы людей из любого другого города на постсоветском пространстве. Дончане арендуют квартиры, утром и вечером едут в общественном транспорте на работу и с работы, оплачивают коммунальные услуги, жалуясь на тарифы. До войны делать всё это было комфортнее, а сегодня, учитывая накопившуюся усталость и уровень морального давления, обычные бытовые процессы превратились в еще одну линию фронта — коммунальную.
«За время войны Донецк лишился половины автопарка»
Площадь Донецка составляет 385 кв. км. По данным Главного управления статистики ДНР, в городе постоянно проживает около 940 тыс. человек. Наземный транспорт в Донецке является основным и единственным: пассажиров перевозят по городу и в пригороды троллейбусы, трамваи, автобусы, маршрутки. Основная нагрузка приходится на маршрутные такси и автобусы: они обслуживают более ста маршрутов.
Учитывая высокую плотность населения, удаленность от делового центра жилых районов, отсутствие скоростных дорог и высокий уровень износа дорожного покрытия, утренние и вечерние пробки в узких местах были привычной частью довоенной жизни Донецка.
В 2017 году ситуация на донецких дорогах всё еще далека от довоенного уровня. Качество общественного транспорта вызывает недовольство и раздражение дончан. И дело не в пробках. В часы пиковой нагрузки перевозчики не справляются с пассажиропотоком.
В результате все автобусы, маршрутки, троллейбусы и трамваи заполнены «под завязку». Вместе с тем после семи-восьми часов вечера в некоторые районы Донецка просто невозможно добраться, а после девяти часов вечера общественный транспорт вовсе перестает ездить, за исключением дежурных троллейбусов и трамваев.
«За время войны Донецк лишился половины автопарка: транспорт был уничтожен или вывезен. До войны на городские маршруты выезжали порядка тысячи двухсот машин, сейчас — в два раза меньше. Восполнить эти потери нельзя ни за месяц, ни за три, ни даже за год», — пояснил ситуацию исполняющий обязанности мэра Донецка Алексей Кулемзин в интервью газете «Вечерний Донецк».
За три года гражданской войны автопарк и трамвайный парк заметно обветшали. Печки и кондиционеры (если они есть) работают плохо, зимой из дырок в кузове сквозит, летом — несется пыль, сиденья прохудились.
В интервью Кулемзин сказал, что понимает, в каком состоянии находятся парки общественного транспорта. При этом Донецк на сегодняшний день не имеет возможности их обновить. В Украине, «по понятным причинам», закупка транспорта невозможна, а стоимость российских трамваев и троллейбусов слишком высока.
По мнению мэра, вопрос обновления городского транспорта не является приоритетным, так как первоочередная задача городской администрации — это восстановление разрушенного жилья.
Донецкий трамвайный парк состоит преимущественно из вагонов типа Tatra T3SU. Чешские трамваи были поставлены на донецкие рельсы в 1967 году. Очень редко можно встретить на остановке вагон типа ЛМ‑2008: в одном экземпляре трамвай был куплен в 2010 году на предприятии в Санкт-Петербурге.
Треть донецкого троллейбусного парка составляют львовские машины, также по городу ездят саратовские ЗиУ‑9 1972 года выпуска и более «молодые» днепропетровские ЮМЗ‑Т2. Последнее существенное обновление городского электроавтотранспорта прошло в 2011 году в преддверии футбольного чемпионата «Евро‑2012». Тогда городские власти закупили 53 троллейбуса модели ElectroLAZ‑12 на Львовском автобусном заводе. Однако часть составов так и не была доставлена в Донецк.
Одни цены смешат, другие кусаются
Цены на проезд в общественном транспорте Донецка с начала вооруженного конфликта в 2014 году сохраняются на очень низком уровне. Проезд на городском электротранспорте стоит 3 рубля. Примечательно, что на билетах печатают тематические картинки, приуроченные к различным событиям, праздникам или временам года.
На проездном талоне для электротранспорта написано: «Билет без отметки компостера недействителен». В 2013 году на основных маршрутах донецкого электротранспорта были установлены электронные компостеры, именно для них были приняты определенные форма и дизайн проездных билетов.
С установкой и обслуживанием электронных устройств с самого начала были проблемы, но до середины 2015 года они продолжали работать на основных маршрутах Донецка. Затем их демонтировали, заменив на пластиковые, а позднее на металлические «зубастые» (проделывают дырки в билетах) компостеры. Вероятно, у управляющей компании не хватило денег, или специалистов, или контактов с поставщиками расходных материалов и запчастей для поддержания работы электронных устройств.
Стоимость проезда в автомобильном транспорте по городу в зависимости от маршрута составляет 8 и 9 рублей; проезд в Макеевку, город-сателлит, — 15 рублей. Для сравнения, в соседнем Ростове-на-Дону проезд в общественном транспорте с 1 октября подорожал до 24 рублей.
При низких ценах на проезд в автобусах топливо на автозаправках в ДНР стоит на 8–12% дороже, чем в Ростовской области, дизельное топливо — на 20% дороже.
Вид топлива |
ДНР |
Ростовская область |
А‑98 |
50 |
44,5 |
А‑95 |
45 |
41,5 |
А‑92 |
44 |
38,3 |
Дизельное топливо |
47 |
38,4 |
Газ пропан |
21 |
19,6 |
Такое несоответствие цен на топливо и проездные билеты вызывает недовольство водителей и собственников автомобилей. Но для донецких властей вопрос «заморозки» цен является важным, так как доходы населения растут очень медленными темпами, если растут вообще.
Жилой фонд: результаты войны
О том, что война не закончилась, постоянно напоминают по радио и телевизору. Ежедневно заместитель командующего Вооруженными силами (ВС) ДНР Эдуард Басурин зачитывает сводку об оперативной военной обстановке в республике. Сообщения о новых разрушениях жилых зданий в прифронтовых районах обыденны.
«Огневому воздействию со стороны Вооруженных сил Украины подверглись районы двадцати одного населенного пункта республики. В результате обстрелов ранение получил один мирный житель. Разрушения получили восемнадцать домостроений в Докучаевске, Ленинском и Зайцево. При защите республики погибли двое военнослужащих ВС ДНР и один получил ранения», — сообщил Эдуард Басурин 24 ноября.
Обстрелы Донецка в 2017 году уже не воспринимаются как нечто обычное. Но в периоды эскалации конфликта достается и столице самопровозглашенной ДНР. Последний серьезный обстрел города произошел 5 ноября.
«В результате обстрелов Киевского района 5 ноября повреждения получили десять жилых домов. Осколками были посечены крыши и фасады, разбиты стекла. В доме №5б по Киевскому проспекту из-за прямого попадания снаряда оказалась повреждена крыша», — сообщил мэр Алексей Кулемзин.
По данным Кулемзина, за время конфликта в результате боевых действий в Донецке и на временно присоединенных территориях были повреждены 8 577 жилых домов частного сектора (из них 709 были полностью разрушены), а также 2 286 многоквартирных домов.
Жилой фонд в Донецке восстанавливается. Городские власти отчитываются и указывают число отремонтированных зданий. Однако многие дома находятся вблизи линии фронта, и владельцы не спешат возвращаться, чтобы не подвергать свои жизни опасности.
Стоимость аренды и пустые квартиры
Жителям прифронтовых районов, не захотевшим покидать Донецк, приходится жить у друзей (или «сторожить» квартиры уехавших из города друзей) или снимать жилье. Стоимость аренды квартиры в Донецке начинается от 3 тысяч рублей в месяц. В зависимости от района, жилой площади и качества ремонта стоимость может составлять до 30 тысяч рублей и выше. Собственники с опаской сдают квартиры в аренду, военным обычно отказывают.
Большое количество квартир пустует, многие — с 2014 года. Это видно, если после сумерек проехать или пройти по жилым кварталам. Люди не хотят или не могут продать недвижимость. Юридические аспекты сделки до конца не понятны (по законам Украины или ДНР покупать и продавать), недвижимость упала в цене в 3–4 раза по сравнению с довоенным уровнем.
Тарифы низкие — задолженности большие
В зимние месяцы семья из трех человек, живущая в двухкомнатной квартире, за коммунальные услуги в среднем платит от 1 100 до 1 500 рублей в зависимости от потребления воды и электроэнергии. После окончания отопительного сезона ежемесячный чек за услуги ЖКХ сокращается примерно в два раза.
Услуга |
Тариф |
Содержание домов и придомовых территорий |
5 руб./кв. метр |
Электроэнергия |
61,68–83,88 коп./1кВт*ч |
Централизованное отопление |
13,92 руб./кв. метр |
Горячая вода |
35,16 руб./куб. метр |
Холодная вода |
6,74 руб./куб. метр |
Водоотведение |
4,27 руб./куб. метр |
Газ |
2,18 руб./куб. метр |
Вывоз твердых бытовых отходов |
97 руб./куб. метр |
В 2014–2016 годах у дончан были сложности с работой. Кто-то выезжал за пределы Донецка и ДНР, кто-то не оплачивал коммунальные услуги, потому что опасался, что его жилье будет разрушено снарядами. Несмотря на относительно невысокие тарифы, за годы активных боевых столкновений у горожан возникли большие долги за коммунальные услуги.
Долг в 10–20 тысяч рублей при зарплате в 7 тысяч рублей — это большая проблема.
4 марта 2016 года мораторий на взыскание задолженностей по коммунальным платежам был отменен Указом Главы ДНР №50 «Про обеспечение своевременной уплаты стоимости коммунальных услуг». Также была упрощена процедура рассмотрения исков в суде по неуплате за услуги ЖКХ.
Согласно Постановлению Совета Министров ДНР №7-37 от 31.05.2016 г. «Об утверждении Временного порядка об исполнительном производстве ДНР», в случае отсутствия у должника достаточных денежных средств или движимого имущества у него могут забрать квартиру, дом, земельный участок или другое недвижимое имущество.
С принятием данных документов почтовые ящики заполнились уведомлениями от поставщиков коммунальных услуг и требованиями вовремя оплачивать услуги — настроение многих горожан заметно ухудшилось. Теперь из небольших семейных бюджетов приходится откладывать деньги на оплату задолженности.
Оплату услуг можно производить в отделениях Центрального республиканского банка ДНР или в отделениях государственного предприятия «Почта Донбасса». Процедура оплаты занимает довольно много времени, так как она не автоматизирована: кассир вынужден впечатывать все цифры с платежки в базу компьютера.
Без воды, без света, иногда и без тепла
Несмотря на относительную стабилизацию военной обстановки и существенное сокращение числа обстрелов Донецка, горожане продолжают испытывать неудобства, связанные с коммунальной сферой. Отключения электроэнергии, холодной и / или горячей воды не редкость. Коммуникации требуют капитального ремонта, на который нет денег.
В 2014 и 2015 годах отключения электроэнергии были нормой для Донецка. Чаще всего электричество пропадало после обстрелов города, а затем — во время ремонтных работ. Сегодня энергоснабжение стабильно, отключения носят плановый и локальный характер, о них заранее предупреждают в СМИ и на сайте республиканского предприятия «Региональная энергопоставляющая компания».
Аналогичная ситуация в Донецке с водоснабжением. Вода подается населению и предприятиям стабильно, если сравнивать с 2014 и 2015 годами. Вместе с тем внезапные отключения возможны. Донецкая фильтровальная станция (ДФС) расположена практически на линии соприкосновения между Авдеевкой (город находится под контролем Киева — прим. RuBaltic.Ru) и Ясиноватой (город подконтролен Донецку — прим. RuBaltic.Ru).
Хотя станция обеспечивает территории по обе стороны от линии фронта, она регулярно оказывается под обстрелом. Повреждения инфраструктуры ДФС приводят к отключению или ограничению подачи воды в районы Донецка и другие населенные пункты.
«5 ноября обнаружено попадание боеприпасов в резервную нитку эстакады хлоропровода. Сегодня осколки повредили резервный хлоропровод, но существует огромная опасность попадания в действующий. Результаты утечки жидкого хлора будут катастрофическими», — подобные сообщения от пресс-службы ДФС являются нормой.
Тепло в квартиры дончан поставляют более стабильно, чем свет и воду. Отопительный сезон начинается и заканчивается по графику или «по погоде». Поздней осенью или ранней весной в помещениях становится, как говорят дончане, «прохладно».
В конце февраля 137 жилых домов в Калининском районе Донецка на несколько суток остались без тепла из-за прорыва на магистральном трубопроводе.
«Сила і краса»
По прошествии трех лет вооруженного конфликта на востоке Украины Донецк не лишился определенного шика и блеска. Перед началом украинского кризиса, в преддверии «Евро‑2012», было решено позиционировать столицу Донбасса под брендом «Сила и красота» (укр. «Сила і краса»).
Созданная пять лет назад инфраструктура, в том числе наследие «Евро‑2012», интенсивно эксплуатируется: транспорт, дороги, отели, конференц-залы и т. п. Вопрос о том, какой облик обретет город, когда износ инфраструктуры достигнет 80–90%, особо не поднимается. До 2016 года местные власти предлагали схему действий «в войне победим, а потом разберемся». Сегодня воинственная риторика стихла, но где взять средства для восстановления или хотя бы поддержания городских объектов и коммуникаций в надлежащем состоянии, не ясно.
В Донецке сохраняется ностальгия по прошлому. Главный ее символ — международный аэропорт «Донецк» имени Сергея Прокофьева, который был полностью разрушен в ходе боевых действий в 2014–2016 годах. Это было одно из самых красивых сооружений, построенных к чемпионату Европы по футболу, предмет гордости даже для тех, кто никогда не летал на самолете.
Фотографии донецкого аэропорта периодически появляются в донецких пабликах, напоминая дончанам о том уровне, которого достиг город в своем развитии до войны. Аналогичный эффект на настроения горожан оказывает, пожалуй, только пустующий домашний стадион ФК «Шахтер» «Донбасс-Арена», который серой глыбой нависает над неухоженным ландшафтным парком. И всё меньше людей верит, что ФК «Шахтер» и, скажем, ФК «Барселона» еще когда-нибудь сыграют на этом поле.
Читайте также:
Как живет Донецк: ТВ, газеты, интернет
Как живет Донецк: границы, российский рубль, паспорт ДНР
Как живет Донецк: зарплаты, рестораны, комендантский час