Польша не планирует продлевать долгосрочный контракт на импорт газа из России, который истекает в 2022 году. Такое заявление сделал представитель польского правительства по вопросам развития стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский на саммите инвестиций в Восточной Европе, организованном агентством Reuters. Насколько реально отказаться от российского газа и какую альтернативу видит Польша, порталу RuBaltic.Ru рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета Игорь ЮШКОВ.
– Г-н Юшков, сегодня стало известно, что польская государственная газовая компания PGNiG не планирует продлевать долгосрочный контракт с «Газпромом». Как Вы считаете, что подтолкнуло поляков к принятию этого решения?
– Я не думаю, что Польша собирается совсем отказаться от российского газа. Здесь скорее идёт речь о том, чтобы прекратить практику подписания таких долгосрочных контрактов и покупать газ на спотовом рынке (на котором действуют специальные условия расчётов между участниками сделки. Главная отличительная особенность таких сделок в том, что новые права собственности возникают мгновенно, в тот же момент, что и была заключена сделка. – Прим. RuBaltic.Ru).
А вообще, Польша решила последовать примеру Украины, которая покупает тот же российский газ, но у других поставщиков.
То есть используется украинский метод давления. Польша продолжает закупаться у «Газпрома», при этом как бы намекая на то, что «вы, "Газпром", ещё конкурируете с европейскими трейдерами, также продающими российский газ…».
– Если посмотреть на газовый рынок в целом, то какая альтернатива, на Ваш взгляд, наиболее привлекательна для Польши с точки зрения финансовой выгоды?
– Выгодных альтернатив пока нет. Польша ежегодно закупает у «Газпрома» до 10 млрд кубометров газа при общем объёме потребления Польши в 15 млрд кубометров. Остальное приобретается (в том числе и в России) при помощи газопровода «Северный поток», который связывает напрямую Россию и Германию. Там немецкие европейские компании становятся как бы скупщиками и продают тот же российский газ Польше (с Запада на Восток), а не через газопровод «Ямал – Европа», идущий через Россию и Беларусь в Польшу.
– Для чего нужны такие сложные и невыгодные схемы, когда можно приобрести газ напрямую? Ведь дело не только в том, чтобы просто попытаться «выбить скидку» на российский газ. Или даже совсем не в этом…
– Поляки видят, что можно по-разному покупать российский газ, тем самым поддерживая заданный политический курс. По сути, все эти закупки у посредников – просто игра в спотовую торговлю. Вторая, не менее важная причина – это строительство польского СПГ-терминала в Свиноуйсьце, который предназначен для газа, получаемого из Катара (терминал был открыт 12 октября 2015 года; на открытии премьер-министр Польши Эва Копач заявила: «Польша достигла своей стратегической цели: мы независимы в газовом вопросе». Стоимость строительства составила около 720 миллионов евро. – Прим. RuBaltic
Более того, вряд ли Варшава будет готова заплатить реальную цену за отказ от российского газа в пользу СПГ.
Первый груз СПГ для Польши из Катара должен прийти 17 июня. Объёмы там пока небольшие, поскольку по долгосрочному контракту они обязаны закупать газ у Катара в размере 1,5 млрд кубометров в год (9 июня 2009 года был подписан контракт между катарской компанией «Катаргаз» и польской госкомпанией PGNiG сроком на 20 лет. – Прим. RuBaltic.Ru). Плюс – они ещё закупили спотовые партии газа у Норвегии, которые придут 25 июня от компании Statoil.
Таким образом Польша демонстрирует России альтернативные источники поставки газа. Однако тот же контракт с «Катаргазом» открыто показывает, что Польша несёт огромные убытки из-за своих политических амбиций. Если сравнить два действующих долгосрочных контракта (с «Катаргазом» и с «Газпромом»), то на момент подписания контракта «Газпром» продавал Польше газ по 400 долларов за 1000 кубометров; тем временем «Катаргаз» продавал тот же объём за 800 долларов. Парадоксально, что Польша готова покупать катарский газ по цене вдвое дороже российского, но скидку требует не от Катара, а от России.
– Помнится, Литва недавно тоже делала громкие заявления по поводу отказа от российского газа, но в итоге всё же собирается продлить контракт. К слову, об этом заявил заместитель председателя правления российского «Газпрома» Александр Медведев. Как Вы думаете, откажется ли и Польша от своих заявлений в будущем?
– К 2022 году, а то и раньше, многое может измениться. Пока Польша может сделать то, что не удалось Украине. Например, скупать у немецких компаний российский газ, который идёт по газопроводу «Ямал – Европа» (Беларусь – Польша – Германия). Скупать его как бы на границе Польши и Беларуси, но как только газ заходит на территорию Польши, они его перекупают у европейских потребителей, не дожидаясь, пока он дойдёт до Германии, а потом вернётся обратно, как того требовали наши от Украины: что, мол, на российско-украинской территории нельзя перекупать газ. Пусть он дойдёт до Австрии, там развернётся и дойдёт обратно.
С Польшей такой вариант не пройдёт, поскольку она находится в ЕС, где действуют другие правила. Поэтому поляки могут скупать его на польско-белорусской границе у немецких компаний. Но повторюсь, что до 2022 года ещё далеко. И Польша вполне может изменить своё решение. Кроме того, она получает прибыль от транзитных ставок, переправляя российский газ в Германию.
А учитывая тот факт, что «Газпром» поставил своей целью отказаться от Украины как от транзитёра, вероятно, он ещё больше загрузит маршрут поставки газа в Германию через Беларусь.
Польша в этом плане гарантирует себе максимальную прибыль, поскольку польская транзитная труба при таком раскладе будет загружена на полную мощность.