Экономика Экономика

Налогоплательщики Литвы хотят избавиться от СПГ-терминала

Одно из крупнейших предприятий Литвы — завод химических удобрений Achema — предлагает поменять СПГ-терминал в Клайпеде на меньший по размеру. В прошлом году Achema откровенно бунтовала против энергетической политики Вильнюса, отказываясь платить за продукцию СПГ-терминала. В литовских реалиях предложение прикупить терминал поменьше — минимально безопасный способ дать понять власти: отвяжитесь от нас со своей «энергетической независимостью», не хотим сжиженный газ, российский дешевле.

Председатель правления Achemos grupe Лидия Лубене заявила, что крупнейший в Литве потребитель газа — йонавский завод Achema — не может взять на себя долгосрочные обязательства по закупки продукции СПГ-терминала в Клайпеде.

Министерство энергетики Литвы настаивает на том, что Achema должна покупать с терминала Independence до миллиарда кубометров сжиженного природного газа в год. Руководство завода упирается всеми лапами и говорит, что это невозможно.

«Хотят, чтобы мы увеличили свое обязательство — погрузки природного газа через терминал до 1 млрд кубометров. Знаете, когда ежегодно увеличивается предложение природного газа, цена падает, и привязываться к такому обязательству на длительный срок... Тем более нужно подождать 2024 года — будет ли выкуплен терминал, будет ли куплен терминал меньшего объема», — заявила Лидия Лубене.

В прошлом году Achema откровенно взбунтовалась против СПГ-терминала, отказавшись заключать навязываемый Минэнерго долгосрочный контракт на покупку сжиженного природного газа.

«Все европейские производители удобрений покупают газ примерно по таким же ценам, но Achema, даже не потребляя газ, должна платить налог за терминал СПГ, который достигает 20 млн евро в год. Это повышает себестоимость продукции завода и таким образом снижает его конкурентоспособность не только на местном, но и на мировом рынке. Наш фонд заработной платы почти равняется налогу за терминал СПГ, который платит компания. Если снизить этот налог, часть сэкономленных средств мы могли бы выделить на зарплаты работников и необходимые инвестиции», — говорил тогда генеральный директор завода Рамунас Миляускас.

СПГ-терминал довел крупнейшего производителя азотных удобрений в Восточной Европе до грани банкротства. Из-за «энергетической независимости» рабочих Achema отправили в неоплачиваемый отпуск, часть цехов закрыли, производственные линии остановили.

До обретения «энергетической независимости» завод покупал себе газ у России и горя не знал. После свалившегося на Achema «счастья» в виде плавучего терминала Independence завод ни жив ни мертв.

Банкротство йонавского предприятия станет ударом для всей Литвы. Страна потеряет одного из крупнейших налогоплательщиков и работодателей. Без работы могут остаться 5 тысяч человек, что чревато социальным взрывом.

Не то чтобы руководство Литвы этого не понимало. Но важнее то, что СПГ-терминал — это имиджевый проект, который 5 лет рекламировался всему миру как невероятная история успеха Литвы.

Если теперь этот «невероятный успех» накроется медным тазом, над Литвой и ее горе-правителями будет смеяться весь мир.

Хотя ситуация в любом случае выглядит нелепо. Стоит у берегов Клайпеды эдакий «белый слон», и вся Литва ломает голову, что с ним делать. Independence убыточен, поскольку четыре пятых его мощностей простаивают. Загрузить эти мощности нет никакой возможности, поскольку соседи дорогостоящую продукцию СПГ-терминала не покупают.

Обеспечить все внутренние энергопотребности за счет сжиженного природного газа тоже нельзя: литовская экономика этого не выдержит. Поэтому Литва по-прежнему закупает дешевый российский газ: абсолютное большинство на газовом рынке все так же занимает «Газпром».

Отказаться от СПГ-терминала уже невозможно: деньги за аренду плавучего судна Independence норвежцам заплачены, да и это, опять же, вопрос престижа. От отчаяния литовские политики придумывают самые завиральные идеи, как облегчить «ношу для литовских налогоплательщиков» (именно так назвал «невероятно успешный» плавучий терминал Independence премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис).

Идея сделать СПГ-терминал региональным для стран Балтии, финансируемым из Брюсселя, блистательно провалилась. Латвия и Эстония покупать литовский газ отказались, объединились с Финляндией в единый энергетический рынок без Литвы, и Евросоюз в результате показал Вильнюсу шиш.

Вечная надежда на американцев тоже довольно призрачна. Литва выражает стремление в будущем стать оператором американского СПГ в регионе Балтийского моря, однако то же стремление выражает и Польша, у которой есть свой СПГ-терминал в Свиноуйсьце. Кто из этих двоих более полезен для США — Польша или Литва? У кого больше ресурсов для продвижения американских интересов в Европе — у Вильнюса или Варшавы? Вопросы риторические: если уж встанет выбор между Свиноуйсьце и Клайпедой, то американский газ поплывет в Польшу.

В попытках найти хоть какое-то решение литовские руководители откровенно выставляют себя на посмешище. Так, премьер-министр Сквернялис недавно предложил Беларуси отказаться от Островецкой атомной станции, которая через несколько месяцев будет запущена в эксплуатацию, а на уже созданной инфраструктуре АЭС построить газовую электростанцию, работающую на СПГ из Литвы. Над «планом-хулиганом» тогда смеялись все соседи: его никто даже всерьез комментировать не стал.

Вильнюсу остается только заставлять и дальше тянуть лямку «энергетической независимости» внутренних потребителей. А те не хотят.

Предложением заменить по истечении срока аренды здоровенный Independence терминалом поменьше и покомпактнее руководство Achema деликатно дает понять: отвяжитесь вы уже от нас и дайте работать с российским газом, он выгоднее.

Прямым текстом литовские налогоплательщики этого сказать не могут, потому что проявление политической нелояльности к антироссийскому курсу официального Вильнюса в современной Литве может довести до уголовного дела. Но и покорно нести ношу СПГ-терминала они просто не в состоянии. Наблюдать за удивительными приключениями чемодана без ручки все интереснее: законы экономики неумолимо догоняют литовскую Independence.

Читайте также
28 марта 2019
Критическое нарушение безопасности зафиксировано на закрытой в Литве Игналинской АЭС (ИАЭС).
28 марта 2019
Терминал сжиженного природного газа (СПГ) в Клайпеде может быть обменян на меньший после 2024 года, считает председатель правления Achemos grupe Лидия Лубене.
26 марта 2019
Литва может изменить позицию по Белорусской АЭС (БелАЭС) по экономическим причинам, заявил замминистра энергетики Беларуси Михаил Михадюк.
29 марта 2019
Польша стала одним из главных бенефициаров Евромайдана на международной арене. Варшава с 2014 года последовательно увеличивала влияние на украинскую экономику и социальную сферу, чтобы в перспективе усилить и политическое влияние.