×
Политика Политика

Эмиграция в Литве становится угрозой национальной безопасности

Источник изображения: http://kvartirka.com

Особое место среди угроз и вызовов национальной безопасности современные государства отводят демографической проблеме. Среди причин сокращения численности коренного населения выделяют урбанизацию, эмансипацию женщин, а также кризис традиционной семьи. Все это оказывает влияние на уровень рождаемости в стране. Серьезный урон численности социально активного и обладающего немалым созидательным потенциалом населения наносит и эмиграция граждан за рубеж как на постоянное место жительства.

Что касается Литвы, свежие данные Департамента статистики Литвы свидетельствуют об устойчивой тенденции оттока населения страны.

В текущем году за 6 месяцев из Литвы уехало 22,6 тыс. человек (за тот же период 2014 г. — 17 тыс. человек) – это означает рост на 24%. Текущий год, таким образом, имеет все шансы повторить рекорд по темпам оттока населения 2011 г. — 54 тыс. человек.

В 2014 г. из Литвы эмигрировало 36,6 тыс. человек (2013 г. – 38,8 тыс. человек, 2012 г. – 41,1 тыс. человек). В 2011 – 2014 гг. в среднем в год эмигрировало 45 тыс. жителей, а иммигрировало порядка 8 тыс., то есть ежегодное сальдо эмигрировавших на 37 тыс. человек превышало въезжающих.

Чаще всего жители Литвы выезжали в Великобританию — 50%, Ирландию — 10,4%, Норвегию — 7,1% , Германию — 7% , Испанию — 3,6%, США — 3,3%, Швецию — 2,4% и Россию — 2%. Половина из отъезжающих были молодые люди в возрасте от 20 до 29 лет. При этом молодежь 20 — 24 лет составляет почти треть уезжающих из Литвы.

За последние 10 лет, по данным Департамента статистики Литвы, население страны сократилось с 3,484 млн человек в 2001 г. до 3 с небольшим млн человек в 2011 г. (сокращение на 14%), когда в последний раз проводилась перепись населения.

Согласно прогнозам Eurostat, к 2040 г. в Литве будет проживать меньше 2 млн чел (сокращение по сравнению с 2011 г. на 34%). Таким образом, по выезду граждан за рубеж в расчете на душу населения Литва занимает одно из первых мест на Европейском континенте.

Недавний социологический опрос компании Vilmorus по заказу министерства иностранных дел Литвы среди граждан Литвы, проживающих за рубежом, выявил нежелание трети респондентов возвращаться на родину.

Вместе с тем, правящая власть в присущей ей манере не склонна видеть в этих цифрах негативную тенденцию. Так, по мнению заместителя министра иностранных дел Мантвидаса Бекяшюса, «эти 30% невозвращенцев — небольшой показатель, ведь две трети эмигрантов все-таки хотели бы вернуться». При этом руководитель вильнюсского бюро Международной организации по миграции Аудра Сипавичене не разделяет оптимизма властей, так как считает, что Вильнюс не владеет информацией о том, кто возвращается: специалисты, пенсионеры или те, кто не смог приспособиться в эмиграции?

Представитель международной организации, комментируя результаты социологического исследования, указала на то, что треть респондентов отметили трудности при интеграции за рубежом, а также негативное отношение к себе со стороны местных жителей, что объясняется собственным поведением литовцев-эмигрантов, незнанием местного языка, отличиями социальных и  культурных норм поведения и т.д.

Международный наблюдатель подчеркнула, что «даже зная об этих трудностях, люди все равно уезжают». Вместо них в Литву прибывают мигранты — в основном граждане Белоруссии, Украины, Китая и Турции (сегодня в Литве проживает всего примерно 35 тыс. иностранцев). Свое видение ситуации А.Сипавичене подытоживает выводом о том, что «временная эмиграция - это нормальное и даже положительное явление, однако когда она становится односторонней, это показывает, что со страной что-то не так».

В Литве проблемой возвращения соотечественников на родину занимается большое количество институтов власти: Департамент по делам национальных меньшинств и выходцев из Литвы, Информационный центр возвращения литовцев на родину и т.д. Вместе с тем, судя по официальным данным, государственная политика малоэффективна: руководство страны ограничивается разовым участием в зарубежных конференциях типа «Назад в Литву!», где работающих и учащихся литовцев агитируют за возвращение на родину. На сегодняшний день с момента утверждения правительством Литвы в 2011 г. программы «Глобальная Литва» (2011 — 2019 гг.) состоялось всего четыре подобных мероприятия, последнее из которых прошло в мае 2014 г. в Лондоне, где проживает самая большая диаспора в Европе (более 100 тыс. литовцев), и которое глава государства, несмотря на анонс своего участия, предпочла проигнорировать. На той конференции главным спикером перед литовскими соотечественниками стал советник президента банка SEB Гитанас Науседа, который позиционировал Литву как привлекательное государство для возвращения с точки зрения хорошего финансового положения, высокого уровня жизни, зарплат, снижающейся безработицы, а также скорого притока инвестиций в виду предстоящего ввода евро.

По всей видимости, главному экономисту Литвы не поверили, о чем свидетельствует официальная статистика.

В России также имеется большая литовская диаспора, насчитывающая около 32 тыс. человек, что по численности многократно превышает, к примеру, норвежскую литовскую диаспору (20 тыс. человек). По мнению председателя комиссии по делам восточных стран Всемирного общества литовцев Бируте Ненартавичюте, большинство осевших в России литовцев имеют хорошо оплачиваемую работу, пользуются уважением в обществе, что и обуславливает их нежелание возвращаться на родину.

Власти Литвы в рамках реализации программы «Глобальная Литва» вполне могли бы провести конференцию и в России для литовских сограждан, как это было в ряде других стран. Да и заявления российского руководства о готовности выстраивать отношения с Литвой на основе «равноправия и взаимного уважения» способствовали бы реализации Вильнюсом госпрограммы по возвращению соотечественников.

Что сама литовская власть думает по поводу эмиграции? Сегодня официальная позиция по этому вопросу озвучивается главным экономистом Г.Науседой, который объясняет рост темпов ежемесячной эмиграции из Литвы «более благоприятной конкурентной средой в странах Западной Европы». По мнению экономиста, замедлившийся до 1,5% рост ВВП не способствует генерированию новых рабочих мест, а лишь поддерживает существующие места. Возможно, шестикратное сокращение с 2014 г. темпов роста ВВП Литвы (в 2014 г. – 8,5%) и можно было бы назвать, как принято у литовских властей, успешным преодолением текущих экономических вызовов, где национальная экономика демонстрирует «эластичность и высокую резистентность», если бы не перманентное ухудшение экономически показателей. Общая неблагоприятная ситуация усугубляется демографическими проблемами, а также государственной пенсионной политикой.

По данным «Атласа смертности» Eurostat, меньше всех по показателю средней европейской продолжительности жизни живут граждане Литвы (мужчины — 66,3 года). Прогнозируемый средний уровень рождаемости на одну фертильную пару в Литве в 2015 г. уменьшился до 1,29 ребенка, что станет одним из самых низких показателей рождаемости в мире. Согласно выводам главного экономиста банка Swedbank Нериюса Мачюлиса, Литва «настолько остро испытывает демографическую проблему, что даже кардинальное повышение рождаемости не компенсирует нехватку населения трудоспособного возраста, что приведет к хроническим проблемам в области содержания пенсионеров». По подсчетам экономиста, при условии, что в семьях будет в среднем 2 ребенка, к 2050 г. в стране будет 1,584 млн жителей трудоспособного возраста. По данным Департамента статистики, в 2014 г. в Литве количество жителей трудоспособного возраста составило 1,797 млн чел.

Ко всему прочему, в 2011 г. Сейм одобрил прогрессивное повышение пенсионного возраста до 65 лет как для мужчин, так и для женщин, что, по оценкам экономистов, также способствовало росту безработицы (более 300 тыс. человек), следствием чего стало ускорение непрекращающейся эмиграции.

Таким образом, государство, приводя пенсионный возраст в соответствии с «европейскими нормами» для улучшения ситуации с государственными финансами и спасения государственной системы страхования, само же провоцирует ускорение оттока населения.

Люди стремятся уехать в более благополучные с точки зрения социальной защиты европейские страны. Так, к примеру, литовка с ребенком на иждивении в Великобритании получает от государства пособие в размере 1200 евро, а также возможность зарабатывать не более 125 евро в неделю. В Литве мать-одиночка получает от государства около 20 евро в месяц, а также небольшие скидки на коммунальные услуги, электричество и газ, при том, что в обеих странах цены на продукты питания и одежду практически сопоставимы.

Что ждет Литву в будущем? Скорее всего, Литву со временем постигнет такая же судьба, как и Латвию, где западные страны потихоньку начали сворачивать свое дипломатическое присутствие. Первый звоночек прозвучал от Бельгии, которая в своем плане финансовой оптимизации загранучреждений признала Латвию «периферийной», объявив о закрытии своего посольства.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров