Голосование в Бундестаге о признании геноцида армян закономерно породило огромное количество спекуляций. Преимущественно злорадно-торжествующих. Турция и Германия больше не союзники! Турция выходит из НАТО! Запад ставит Эрдогана на колени! Анкара попала дипломатическую изоляцию!
Р.Ищенко, политолог, цитата из публикации на сайте ria.ru:
«Турция, в том числе и благодаря внешнеполитически ошибкам Эрдогана, вновь оказалась в тяжелейшей ситуации и во враждебном окружении. Анкара поссорилась не только с ближайшими соседями (Сирией, Ираном, Израилем), но и с Россией, США и ЕС одновременно».
И потому, делают вывод наши пикейные жилеты, Запад будет потихоньку списывать Эрдогана. А если тот начнет упорствовать — Турция распадется на части или там случится очередной военный переворот.
В действительности ситуация выглядит несколько сложнее...
Во-первых, например, Францией геноцид армян был признан еще в 2011 году, но после нескольких громких демаршей, включая отзыв посла для консультаций, отношения Анкары и Парижа не прекратились. С Германией таких — признавших — стран в Европе теперь 12. Из 28, составляющих Евросоюз.
Во-вторых, на территории Турции находится военная база Инджирлик, а там лишь несколько недель назад приземлилась эскадрилья штурмовиков Люфтваффе.
В-третьих, НАТО — то есть Германия и Турция — прямо сейчас проводит совместную спасательную операцию в Средиземном Море. Отчитаться о её итогах — разумеется, победных — предстоит в июле, на саммите НАТО, где обещают обнародовать новые, беспрецедентные меры по сдерживанию России. Ну как же тут без Турции?
В-четвертых, даже отношения Турции с Израилем — исключительно точный, между прочим, индикатор — стремительно идут на поправку. В мае Эрдоган снял свои давние возражения, и теперь Израиль, скорее всего, получит представительство при НАТО.
Это очень мало походит на международную изоляцию.
То есть либо голосование в Бундестаге — свидетельство кризиса Северо-атлантического альянса, начала разброда и шатания внутри него; либо это просто гормоны роста шалят, а голосование по-крупному ничего не изменит.
Впрочем, возможно, у внезапно охватившего депутатов Бундестага приступа исторической совестливости имеются какие-то другие предпосылки? Ну, например, такие.
Цитата из публикации на сайте Washington Post:
По словам представителя Пентагона полковника Криса Гарвнера, американский спецназ и американская авиация оказывают поддержку возглавляемым курдами отрядам Сирийских демократических сил в боях за один городов в провинции Алеппо.
А вот и фотографии, которые произвели на Турцию гораздо большее впечатление, чем пустующее кресло Меркель в парламенте. На стороне курдов — американский Рэмбо. На плече у него — совершенно отчетливо видна эмблема курдских вооруженных формирований — YPG.
Это курдские силы самообороны, тесно связанные с турецкой курдской рабочей партией, которую Анкара считает террористической организацией.
Цитата из публикации на сайте militarytimes.com:
«Фотографии американских зеленых беретов в форме курдских добровольцев, связанных с курдскими боевиками в Турции могут осложнить отношения между США и главным союзником в борьбе против Исламского Государства».
Зеленые береты — это, как правило, совместные группы из спецназа Пентагона и ЦРУ, занимающиеся ведением нерегулярной войны. Проще говоря, партизанщиной. Само по себе это вещь чудовищная, ведь Сирия — суверенная страна, никто туда американцев не звал. Но об этом говорить уже поздно. А вот появление зеленых беретов среди сирийских курдов — это намек. На фоне продолжающейся уже почти год войны в курдских районах Турции — намек, предельно невежливый по отношению к Анкаре. Невежливый до такой степени, что сперва американцы даже пытались Эрдогана успокаивать.
С.Уоррен, представитель американской военной группировки в Багдаде, цитата из публикации на сайте dailystar.com.lb:
«Использование курдских шевронов американскими военнослужащими было самовольным и неуместным. Нами принимаются меры для исправления ситуации».
И все же наметившуюся трещину такими заявлениями не замазать.
Цитата из публикации на сайте defensenews.com:
«Руководитель турецкой службы оборонных поставок заявил в воскресенье, что введенный США запрет на продажу Турции ряда оружейных систем заставит Анкару развивать собственные технологии. "Не хочу, чтобы вам послышался сарказм, но мы благодарим американское правительство за все сорванные сделки, поскольку это позволяет нам совершенствовать наше оружие," — заявил Исмаил Демир».
Это не совсем бахвальство.
В отличие от кружащих на Сирией нефтедобывающих стервятников Персидского залива, у Турции есть и развитое машиностроение, и собственный оборонно-промышленный комплекс. Не надо думать, будто перед нами угасающая и слабая Оттоманская Порта.
Вот 29 апреля ВВС Турции испытывают свой первый боевой беспилотник — Байрактар.
Первый турецкий боевой беспилотник — Байрактар.
А вот недавно презентованный турецкими инженерами танк третьего поколения — Алтай.
Турецкий танк третьего поколения — Алтай.
Любопытно, что Анкара начала создавать свою танковую промышленность совсем недавно и практически с нуля — в 90-е, на базе мощностей корпорации Коч — это самая влиятельная олигархическая династия в Турции. Одним из активных пропагандистов проекта был премьер Эрдоган. Трудно представить, чтобы громадная резидентура ЦРУ в Анкаре ничего не знала об этих амбициях.
Значит, амбиции не противоречили планам Вашингтона.
Как не противоречит им курс Эрдогана на узурпацию власти и подавление инакомыслия, в том числе — руками нанятых властью чернорубашечников.
Точно таким же образом не противоречат американским планам в регионе и шашни Эрдогана с ИГИЛ. Просто кто сказал, что у ИГИЛ монополия на идею воссоздания Халифата — нет, это слишком серьезная задача, чтобы доверять её горстке неграмотных фанатиков из пустыни.
С.Савран, профессор экономики:
«Я не думаю, что Эрдогана беспокоит конкуренция со стороны самоназначенного лидера ИГИЛ Абу-Бакри или Аль-Багдади. Он понимает, что это несерьезно. Эрдоган сейчас — пока не случилось никакого переворота — управляет второй по силе и размерам армией в НАТО. У Эрдогана — самая сильная экономика во всем исламском мире. Самая промышленно развитая. С самым развитым — наравне с Малайзией — финансовым сектором. Именно Турцию большинство транснациональных корпораций избрали местом размещения своих региональных штаб-квартир. Он чувствует силу. И он может рассчитывать на безусловную поддержку по крайней мере половины населения».
Да и новый бунт среди военных тоже становится в Турции всё менее вероятным. Недавно в турецком суде были отменены сразу 275 обвинительных заключений против генеральской оппозиции, с разгрома которой Эрдоган когда-то начинал. В знак примирения офицерская элита недавно была даже приглашена на свадьбу дочери президента.
В общем, американцы спокойно продолжают выкармливать в регионе государство-бультерьера, со стальными челюстями, крепкими мышцами, стойким характером и жаждой крови. А когда бультерьер плохо слушается, когда он огрызается, когда он начинает высказывать свое мнение, ну например — по вопросу намеченного США и Европой раздела Сирии — бультерьера мягко шлепают по носу. Беспорядками на Таксиме. Курдскими шевронами. Обидным голосованием в Бундестаге. Веди себя прилично.
Все как всегда, да, сукин сын, но наш сукин сын! А будет упорствовать — поменяют Эрдогана на другого хулигана.
Нормальная империалистическая логика — играть всеми фигурами: и турками, и курдами, и немцами, и армянами, и азербайджанцами, и русскими, и украинцами. Разделять и властвовать.
Вот только трудно отделаться от мысли, что даже столь трагический эпизод истории, как геноцид армянского народа — да и геноцид любого народа! — превратился в итоге в геополитическую уздечку, в воспитательный инструмент, в орудие торга и шантажа.
Вопрос теперь — сработает ли?
Цитата из публикации на сайте dailysabah.com, из заявления МИД Турции:
«Среди прочих мотивов за действиями Германии просматриваются туркофобия и исламофобия, напоминающие иногда расизм, а также проблемы во внутренних и внешних делах, упрямство немецких политических деятелей и тяжелая травма от собственных преступлений Германии — от геноцида в Намибии до уничтожения евреев».
Ну вот если так пойдет дальше — не сорвется ли бультерьер с поводка? А когда сорвется — в чью сторону прыгнет? Не станет ли такой обмен любезностями бензином для разжигания в Турции пламени национал-реваншизма? Пламени, на котором, как и в 1914 году, многие захотят погреть руки?