Уровень нетерпимости в Латвии является самым высоким в Европейском союзе. Таковы результаты исследования «Данные о гражданском обществе», представленные на заседании по выполнению соглашения о сотрудничестве между латвийским правительством и негосударственными организациями.
Согласно данным проведенного исследования, уровень нетерпимости в Латвии составляет 68 пунктов. Наиболее низкий уровень нетерпимости зафиксирован в Швеции. Там данный показатель составляет всего 4 пункта. Уровень нетерпимости в Эстонии равен 41 пункту, в России — 50.
Наиболее выраженно нетерпимость проявляют представители возрастной группы от 55 лет — от 70 пунктов и выше. Несколько ниже данный индекс среди молодежи и людей среднего возраста — чуть более 60 пунктов. Кроме того, исследователи отметили связь высокого уровня нетерпимости с низким уровнем доходов и отсутствием высшего образования.
Исследование «Данные о гражданском обществе» проводится с 2002 года в семь этапов. В последнем этапе участвовали 22 страны, сообщает Mixnews.
Стоит отметить, в 2014 году латвийская конституция была дополнена преамбулой, которая вызвала лавину критики в силу своей нетерпимости по отношению к нелатышским национальностям.
В тексте преамбулы говорится о создании латвийского государства «для гарантирования существования и развития латышской нации, культуры и языка» и «для обеспечения свободы и благополучия латышского народа». Там также говорится об идентичности Латвии, которую «издавна составляют традиции латышей и ливов, латышский менталитет и язык, общечеловеческие и христианские ценности». Основой сплочения общества, согласно преамбуле, являются «верность Латвии, латышский язык как единственный государственный, равенство, солидарность, справедливость, честность, трудолюбие и семья».
Согласно мнению латвийского правозащитника Бориса Цилевича, данная преамбула «политически легитимизировала концепцию о том, что формально все граждане равны, но некоторые равнее».
«Те, кто принадлежат к латышскому народу, это первый сорт. Второй — все остальные», — так Цилевич описал основную идею принятой преамбулы.