×
Колонка редактора Колонка редактора

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Обратите внимание на западную аналитику, посвященную главным вызовам сегодняшнего дня для Евроатлантического региона. Мало того что «российская угроза» там занимает почетные лидирующие места — описывая эту «тьму, надвигающуюся с Востока», аналитики всё чаще говорят не только и не столько про танки и пушки, сколько про непобедимую и смертоносную «Putin's Propaganda Machine». Всё это подкрепляется новостями со всех уголков света, что вездесущая «рука Кремля» вместе с очередным cozy bear сняла президента, поставила президента, убила президента, премьера, короля…

Напоминает старый еврейский анекдот:

«— Мойша, что я вижу? Ты читаешь антисемитские газеты? Как ты можешь?

— Ой, Сема! Почитал я наши, еврейские газеты — сплошное уныние: нас все гнали, убивали, мучили, резали, устраивали Шоа и Холокост. Аж тошно! А почитал антисемитскую литературу — мы, оказывается, правим миром, мы всем заправляем, всех расставляем на важные посты, всех купили. Сплошной позитив!»

Ситуация, конечно, интересная, особенно для историков, не заставших в силу возраста, например, такую штуку, как «маккартизм», когда даже за робкие симпатии к СССР и коммунистическим идеям в США в один момент слетали со своих постов высокопоставленные чиновники и рядовые служащие. 

Аналогичные чистки разворачиваются прямо у нас на глазах. Под удар попадают чиновники на пространстве всего Pax Americana — как политические тяжеловесы вроде помощника президента США по нацбезопасности Майкла Флинна и министра юстиции и генпрокурора США Джеффа Сешнса, так и, казалось бы, незаметные на первый взгляд вице-спикер Сейма Литвы Миндаугас Бастис и командующий Военно-воздушными силами Литвы полковник Аудронис Навицкас.

В беседе с западными коллегами та же история. Какие бы проблемы ни обсуждались, рано или поздно разговор приходит к «российской угрозе» и «путинской пропаганде» — эти вызовы повсюду, и они в числе главных проблем. И если это коллеги из Западной Европы, а не Восточной, то кажется, что они искренне пытаются понять, что же происходит на самом деле, и соглашаются, что альтернативная точка зрения неминуемо вызывает интерес у людей, что она нужна. А фейковые новости, особенно из районов горячих конфликтов, — это общая проблема: никто ни здесь, ни там не считает это приемлемым, просто не стоит делать вид, что это изобретение российских СМИ.

Особенно хорошо понимаешь надуманность проблемы «российской пропаганды», когда в очередной раз сталкиваешься с новостью о том, как еще один молодой отморозок с «бандерой головного мозга» оскорбляет или бьет украинских стариков, осмелившихся пойти против красно-черного мейнстрима. Вот пожалуйста: «общественный активист» Дмитрий Резниченко открыто оскорбляет ветеранов и людей, которые имеют наглость чтить на Украине своих предков — освободителей. Кто еще не видел, посмотрите сами, кто, кого и за что здесь оскорбляет и бьет. Запись украинская, без малейшего касания «руки Кремля». В здоровом обществе это было бы нонсенсом, бравому «нацику» указали бы на его место; на Украине же сейчас его и тронуть всерьез нельзя, чтобы стереть с его лица хамскую ухмылку. «Российская пропаганда» говорила и говорит, что на Украине внутренний гражданский конфликт; говорила и говорит, что в стране правят бал «бандеровцы»; говорила и говорит, что теперь в стране есть люди «второго сорта», которые не приняли Майдан, и теперь их можно безнаказанно гнобить. На этом видео это проявилось со всей очевидностью. Этот случай — тоже «происки Кремля» с его пропагандой?

Это лишь здравый смысл и реализм, ничего больше. К счастью, этот здравый смысл пусть медленно, но верно пробивает себе дорогу и в Евроатлантике. 

Вот, например, на сайте Канадского института глобальных проблем появляются материалы, где авторы задумываются о причинах того, почему на Украине не может установиться мир, и о том, какова роль в этом… местных националистов, а вовсе не «российского вмешательства». Безусловно, это еще вовсе не мейнстрим западной аналитической мысли, это лишь робкие спорадические попытки переосмыслить украинский вопрос и, шире, роль России в международных отношениях. Если такие молодые ростки приживутся, дадут корни и распустят листву — рядом появится рощица, а затем лес. Реализм будет возвращаться в международные отношения, и тогда, будьте уверены, «российская пропаганда» куда-то внезапно исчезнет. Прямо как Эбола, которая совсем недавно стояла вместе с Россией в одном ряду главных угроз «свободному миру». Чем быстрее спадет этот информационный морок, тем быстрее все забудут о «российской пропаганде». Более верного средства не найти.

Сергей Рекеда