Транзисторный радиоприемник «Спидола» долгое время считался одним из самых значительных достижений советской радиопромышленности. Одно время это был самый лучший способ получить доступ к альтернативным источникам информации, транслировавшимся западными радиостанциями. Да и для тех, кто не очень то стремился поймать крамольные «Голос Америки» или «Европу», «Спидола» давала прекрасную возможность качественно слушать музыку и новости, передаваемые в советском радиоэфире.
«Спидола» появилась начале 1960-х годов, и выпускалась рижским заводом ВЭФ.
Разработчиками радиоприемника были два инженера, работавших на заводе ВЭФ в то время. Янису Церпсу и Улдису Бриедису никто не ставил задачи создавать «Спидолу». Инженеры работали по собственной инициативе. Возможно, приемник так и остался бы в единичном исполнении и не пошел в массовое производство, если бы в начале 1960-го года завод ВЭФ не столкнулся с проблемой неликвидности ламповых радиоприемников. В те времена склады были забиты громоздкими ламповыми устройствами, которые просто не хотели покупать, желая найти что-то более компактное и удобное. И тогда инженеры показали руководству свою «Спидолу».
Первая модификация, вышедшая массово на рынок, вызвала небывалый спрос среди населения. После «Спидолы» прибалтийская радиопромышленная отрасль надолго закрепила за собой славу по всему Союзу, как лучшие производители бытовой потребительской электроники.
Продукция ВЭФ никогда не залеживалась на полках магазинов и считалась дефицитом. Приемник даже экспортировался в Великобританию, что было достаточно нетипично. Правда, там он был известен под другой маркой – Convair, но все равно, по сути это была советская «Спидола».
Выбор названия для транзисторного портативного радиоприемника был достаточно экстравагантен. По латышской мифологии «Спидола» - это имя ведьмы, которая была достаточно красивой женщиной, но олицетворяла злые силы в латышском эпосе Андрея Пумпура о Лачплесисе.
Без приемника сложно было представить человека среднего класса того времени. Слушать «Спидолу» было не только удобно, но и стильно. Даже в ряде советских кинохитов, таких как «Кавказская пленница», «Ошибка резидента» и даже более позднем «Любовь и голуби», радиоприемник «Спидола» постоянно появляется в кадре, дополняя имидж того или иного киногероя.
Источник: http://the-legends.ru/