Решение Турции сбить российский военный самолет является провокационным и зловещим актом.
Бомбардировщик Су-24, который, по словам турецких властей, был сбит в связи с вторжением в турецкое воздушное пространство, разбился и сгорел на территории Сирии. Один из российских пилотов после катапультирования был спасен. При этом был уничтожен поисково-спасательный вертолет российских ВВС с помощью американского тяжелого противотанкового ракетного комплекса. Погиб российский морской пехотинец.
Президент России Владимир Путин квалифицировал первый за последние пятьдесят лет инцидент с уничтожением российского штурмовика военно-воздушными силами НАТО как «удар ножом в спину пособниками террористов». Российский лидер знает, о чем говорит. Москва наносит ракетно-бомбовые удары по группировкам на северо-западе Сирии, многие из которых связаны с Аль-Каидой (террористическая организация «Аль-Каида», запрещена в РФ).
Невозможно поверить в то, что пилоты турецких F-16 атаковали бы российский военный самолет без прямого приказа президента страны Эрдогана. Возникает вопрос, зачем это Турции и для чего нужна конфронтация с Россией?
Нарушения воздушного пространства беспокоят турецкого лидера в меньшей степени, нежели успехи Путина в сфере гарантий сохранности сирийского режима Асада, которого Эрдоган пытается свергнуть с помощью вооружаемых и финансируемых Анкарой сирийских туркменов, ведущих деятельность на северо-западе Сирии. Имперские амбиции и возрождение турецкой этнической идентичности могут двигать турецким политиком при принятии решений. Чего же хочет Эрдоган в конечном счете? Какова роль США? Было ли американское правительство в курсе того, что Турция может атаковать российские военные самолеты? Был ли у турецкого лидера зеленый свет от США на уничтожение российской авиации?
Это не просто вопросы, ответы на них имеют далеко идущие последствия.
Турция является членом НАТО. В случае ответного удара России есть риск того, что Анкара воспользуется пятой статьей устава НАТО о коллективной безопасности и потребует от союзников защиты от России. Путина это не напугало. Спустя сутки после уничтожения российского военного самолета Москва ответила массированным ударом с кораблей и самолетов по тем самым туркменам, а также по их джихадистским союзникам.
С политической точки зрения турецкая атака на Су-24 предотвратила присоединение России к коалиции во главе с Францией и США по борьбе с «Исламским государством», что стало крахом всех ранее предпринятых дипломатических усилий. Сегодня расклад сил в сирийской гражданской войне стал очевиден:
Турция на стороне воюющих с Асадом джихадистов, Россия, Иран и Хизбалла — на стороне сирийского режима. А на чьей стороне США?
Какую стратегию предлагает президент Америки Обама? За счет чего планируется ее реализация? Все это остается загадкой.
На этом плохие новости не заканчиваются. Израильская газета «Таймс» сообщила о сделанном Дамаском заявлении о четырех израильских атаках, в результате которых погибло пять сирийских военнослужащих, 8 бойцов Хизбаллы, а также множестве раненных. В случае ответных действий Хизбаллы и Асада Израиль будет иметь повод для более открытого вмешательства в сирийскую гражданскую войну. В случае атаки на Израиль давление на Вашингтон по склонению к участию в ответной операции возрастет в разы. Пойдя на поводу у израильского лобби, Америка может быть втянута в прямую конфронтацию с Россией, являющейся союзником Асада. Такой сценарий военного столкновения, которого сознательно избегало американское руководство на протяжении последних 45 лет «холодной» войны, вполне может стать реальностью. Осознает ли Белый дом, что на самом деле происходит сегодня в Сирии?
Еще один потенциальный конфликт между НАТО и Россией зреет на Украине. На юге страны в результате саботажа были выведены из строя линии высоковольтных передач, отвечающих за энергоснабжение Крыма. В результате подрыва был обесточен весь полуостров. Доступ для ремонтных бригад закрыт крымскими татарами, которые таким образом выражают свое отношение к обращению российских властей со их соотечественниками на полуострове. В знак солидарности с крымскими татарами Киев закрыл границу продуктовым фурам в направлении Крыма. На самом полуострове было введено чрезвычайное положение. Россия в качестве ответа заявила о том, что не будет закупать украинскую продукцию. Москва также с приближением зимнего периода может пойти на ограничение поставок газа и угля.
Украина настолько зависима от российских энергоресурсов, насколько Крым зависим от украинского электричества. Крым получает 85% водных ресурсов и 80% электричества из Украины.
Ко всему прочему надежды России на скорую отмену европейских и американских санкций, похоже, не оправдываются. Скоординированы ли все эти действия? Дало ли американское правительство зеленый свет Эрдогану сбить российский военный самолет? Санкционировал ли Обама экономическую блокаду Крыма?
У российского лидера остается поле для маневра. Российской армии и пророссийским силам на юго-востоке Украины потребовалось бы две недели для того, чтобы занять порт Мариуполя на Черном море, тем самым обеспечив наземный коридор на Крым. В Сирии русские в количестве 4 тыс. военнослужащих смогли бы обострить ситуацию куда быстрее, чем американцы и французы. Сегодня Путин оказывает поддержку американо-французским атакам на «Исламское государство». Но если мы поддержим Турцию и будем помогать в свержении режима Асада, мы можем быстро получить прямую конфронтацию с Россией, в которой первыми разбегутся союзники по НАТО. Кто-нибудь об этом подумал?