×
Политика Политика

Журналист: хороший Единый балтийский канал для русских - это утопия

В парламенте Эстонии вчера фракция IRL предложила создать специальную комиссию, которая занималась бы «анализом пропагандистской деятельности российских телеканалов и их влияния на жителей Эстонии, а также вносила предложения по предотвращению противоправной деятельности». О том, может ли после этого Эстония вслед за Латвией и Литвой отключить российские телеканалы, портал RuBaltic.Ru поинтересовался у кинодокументалиста из Эстонии Олега БЕСЕДИНА:

- Г-н Беседин, в последнее время страны Балтии взяли за правило запрещать российские телеканалы на своей территории. А в каком положении сейчас находится русскоязычное и российское телевидение в Эстонии?

- На сегодняшний день русскоязычное и российское телевидение разделяются, поскольку есть русскоязычные эстонские телеканалы, а есть российские телеканалы. В Эстонии, пожалуй, сейчас не лучшая ситуация в этой сфере, поскольку завтра данный вопрос будет обсуждаться на законодательном уровне. Инициативу об отключении российских телеканалов вынесла партия IRL. Они мотивируют её тем, что через российские телеканалы идёт российская пропаганда, а это, в свою очередь, мешает спокойной жизни общества и зомбирует русскоязычное население.

В настоящее время все телеканалы ведут своё вещание. Единственное, что ПБК идёт в слегка урезанном виде: некоторые передачи в Эстонии вырезаются латышской студией, такие, как «Человек и закон». Эстонский телезритель этих телепередач не видит.

Кто больше всего потеряет, если телеканалы будут отключены? Сейчас 80% зрителей потребляют информационный контент через кабельное телевидение. Если российские каналы будут отключены, то люди будут отключаться от кабельных сетей, перестанут платить абонентскую плату и начнут смотреть эти каналы через спутник и интернет.

Если сейчас ПБК «чистит» свой эфир и убирает какую-то информацию, то после отключения люди будут смотреть все эти каналы в оригинале, без цензуры.

Вспомним советское время: запретный плод сладок, и когда с Запада шли «вражеские голоса», то люди всё равно находили источники информации и потом это обсуждали. Так и здесь: может получиться, что это произведёт обратный эффект.

- Вы отметили, что фракция IRL подала сегодня на рассмотрение законопроект, целью которого является формирование в Рийгикогу комиссии для анализа пропагандистского влияния российских телеканалов и препятствования распространению кремлёвской пропаганды. Как Вы думаете, будет ли этот законопроект принят?

- Трудно сказать. Сейчас фракция находится в оппозиции, а к оппозиции относятся у нас очень скептически. Трудно сказать даже, дойдёт ли это до обсуждения в парламенте. Я сомневаюсь, что законопроект пройдёт. Надеюсь, что разум наших парламентариев восторжествует.

- Какую цель, на Ваш взгляд, власти преследуют, проводя подобную политику?

- Цель проста – чтобы русское население потребляло в большей степени западную и эстонскую информацию. На эстонском телеканале есть одна информационная программа – «Актуальная камера», и цель правительства состоит в том, чтобы главным источником информации была именно она.

Но власти ошибаются, думая о телевидении как об основном и единственном источнике информации. Сегодня очень развит интернет, и молодое поколение в основном берёт всё оттуда. Вряд ли русскоязычное население получится оградить от российских голосов. Если говорить про радио-пространство, то на территории Эстонии работает станция «Евро ФМ». Она была партнёром российской станции «Голос России». На сегодняшний день «Евро ФМ» прекратила сотрудничество со своим партнёром, и российские передачи уже не идут.

В радио-пространстве Эстонии сейчас существует только одна информационная волна – «Радио 4». Она государственная. Все остальные радиостанции - развлекательного и музыкального характера, такие, как «Русское радио», «Народное радио», «Динамит ФМ». Эти радиостанции дают очень короткие информационные блоки. Никакой российской аналитики или информационных программ нет.

Если сравнить положение в России и в Прибалтике, то мы можем увидеть разницу в информационном пространстве. В России есть радио «Эхо Москвы» и телеканал «Дождь», а в Прибалтике российские каналы просто закрываются.

А если взять статистику, на каком месте Эстония находится в списке самых демократических стран, то она входит в первую пятёрку. Как будут смотреться те законодатели, которые сейчас предлагают закрыть российское телевещание, на фоне этих показателей?

Кроме того, на прошлой неделе у нас вышел ежегодный отчёт Полиции безопасности, в котором рассказывается о нежелательных людях в Эстонии, можно сказать, врагах государства. Большая часть из перечисленных там фамилий – журналисты. В том числе, там есть и моя фамилия, и я уже в нём не первый раз. В Литве подобный сборник тоже выходит, но фамилий не указывается, а у нас пишут и фамилии, и организации.

- Как относится к такой информационной политике государства русскоязычное население Эстонии?

- Они, конечно, против. Они хотят нормальную, объективную информацию, а ещё они хотят иметь возможность смотреть все каналы. Русское население Эстонии черпает информацию не только из российских программ, но и из Euronews, эстонских каналов. Поэтому они анализируют весь массив фактов и делают выводы. Нельзя говорить, что их взгляды формируют только российские каналы.

Никаких выступлений пока не проводилось. Мне трудно сказать, что будет, если законопроект об отключении российских телеканалов примут.

- Как Вы относитесь к идее создания Единого балтийского канала для русскоязычных? Нужен ли такой канал русским Эстонии?

- Сейчас это активно обсуждается в СМИ. Насколько мне известно, на сегодняшний день каждая сторона готова финансировать это телевидение суммой в 2 млн. евро ежегодно. Иными словами, планируется сделать такую замену российских телеканалов на один общий, чтобы формировать информационную программу своими силами, а развлекательный и художественный контент брать с украинских каналов.

Эстония, на самом деле, очень маленькая страна. Несмотря на это, в ней существует уже 8 эстонских телеканалов, 4 кабельных русских и 1 русскоязычный спутниковый.

Делать ещё один телеканал, на мой взгляд, - это утопия.

Если государство не знает, куда девать деньги, то пускай даст их этому спутниковому русскоязычному каналу, чтобы они могли сделать нормальный контент. Я думаю, что это будет более эффективно, поскольку телезритель, как правило, не сидит «на одной кнопке», а переключает каналы. Есть такой «синдром кнопки»: что интереснее, то и смотрю.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров