В Литве 10 марта появилась петиция о присоединении Клайпеды к России. Одновременно появилась петиция о вхождении Латвии в состав Российской Федерации. В прессе и социальных сетях двух стран к петициям отнеслись как к шутке, однако политики и спецслужбы юмора понимать не захотели. Это и понятно: подобными «фейками» и провокациями создается эффект вакцинации – власти пугают население «крымским сценарием» и предстают на этом фоне защитниками и спасителями.
«Сколько можно терпеть проамериканских русофобов у власти!?, политика которих направлена в угоду запада, а не на пользу литовского народа. Сколько можно терпеть дискриминацию русскоязычного населения, и прежде всего в отношении образования на русском языке. У России есть не только юридическое, но и моральное право поднимать вопрос о государственной принадлежности Клайпедского края, ибо в 1945 году в боях за Восточную Пруссию, частью которой был Мемельский (Клайпедский) край, погибли около 130 тысяч советских солдат, которые боролись за счастливое этническое будущее и мир всех в мире!».
Так дословно звучит обращение к жителям Клайпедского края, призывающее подписаться под петицией о вступлении Клайпеды в состав Российской Федерации. Орфография и пунктуация автора сохранены.
Сдаётся, что этот неведомый автор, заботящийся о русском языке в Клайпедском крае, сам русским языком владеет с трудом. Судя по словосочетаниям вроде «счастливое этническое будущее», которые невозможно представить у человека, живущего в русскоязычной среде, русский родным языком автора не является.
«Гораздо лучше смотрелось бы, если бы «петиция» начиналась со слов “мы – русский граждан Клайпеда хотеть просить Россия включить составе РФ”», - иронизирует на своей странице в Фейсбуке над «общественной» инициативой литовский журналист, экс-главный редактор русской ветки сайта 15min.lt Денис Тарасенко. Кроме того, журналист указывает, что слова «у России есть не только юридическое, но и моральное право поднимать вопрос о государственной принадлежности Клайпедского края» дословно повторяют текст обращения Государственной Думы РФ к президенту Ельцину от 26.09.1997 N 1758-II ГД, в котором идет речь о подписании договора о государственной границе между Россией и Литвой. То есть «петицию» писал человек, для которого русский – неродной язык: на первые два предложения грамматики хватило, затем пришлось искать подходящий текст в интернете. Кто бы это мог быть?
Информация к размышлению: как раз в день вброса новости о клайпедской «петиции» президент Даля Грибаускайте подвергла унизительной публичной критике Департамент государственной безопасности Литвы.
«Я уже упоминала, что ДГБ пока не оправдывает никакие надежды – ни делом, ни результатами. Именно потому, что представляет себе свою задачу как составление незначительных и неважных справок под грифом "совершенно секретно"», – заявила г-жа президент.
По мнению главы литовского государства, ДГБ должен активно заниматься превентивными действиями, поэтому спецслужбе нужны перемены. Не является ли история с «петицией» проявлением нового креативного подхода в деятельности контрразведывательного ведомства Гедиминаса Грины?
Латвийские коллеги ДГБ к расследованию аналогичной шутки с петицией о вхождении Латвии в состав Российской Федерации уже подключились вполне официально. В примечании к призыву на сайте avaaz.org было сказано, что «этот документ не несет никакой значимости и является шуткой». Однако Полиция безопасности Латвийской республики оказалась к юмору нечувствительна. С учетом международной ситуации, а также того, что призыв вызвал общественный резонанс, спецслужба начала проверку этой инициативы, которая «рассматривается как провокационные действия».
Под «международной ситуацией», конечно же, имеется в виду референдум о самоопределении Крыма, точнее, тот факт, что русскоязычное большинство автономной республики (а также русское население Харькова и Донбасса) просило Россию защитить их фундаментальные права от угрозы со стороны украинского национализма.
Отсюда прибалтийское руководство, видимо, делает вывод, что в Клайпеде, Латгалии или Нарве может повториться крымский сценарий, и заранее пугает этим электорат, оживляя идеологические конструкты «пятой колонны», «русской угрозы» и «буферной зоны».
«Давайте я расскажу как будет дальше: в СМИ Литвы появляются сообщения-молнии "русские зовут российских оккупантов в Клайпеду", политики высказываются, все дружно вспоминают вчерашнее интервью президента о кораблях, которые НАТО при необходимости введёт, ну и т.д. Разумеется, самое огненное выступление будет у Расы Юкнявичене. При этом под обращением будут подписываться такие же фэйковские боты, но на цифру выйдут. Особенно, когда это сейчас запустят по всем СМИ в черной рамке, первой новостью, с подогретым красным заголовком. Наверное, даже обновления будут, а на тревожное "обновлено в..." кликнут десятки, да что там, сотни тысяч пользователей. Это будет самой читаемой новостью за эти сутки», - описывает технологию пропагандистской войны Денис Тарасенко.
«Подобные “сборы подписей” больше напоминают провокационные информационные вбросы.
Это такой типичный политтехнологический прием, который называется “прививка”: не удивлюсь, если после публикации такого рода новостей некоторые политики на полном серьезе начнут в очередной раз пугать русской угрозой, правоохранительные органы начнут “разбираться в ситуации”, искать виноватых, говорить о необходимости “закрутить гайки” и пр.
По сути же, подобные вбросы, уверен, не выгодны ни России, ни русским в Прибалтике. Если это так, то скоро мы увидим на страницах СМИ или просто в соцсетях соответствующие заявления русских Литвы или Латвии. Повторюсь, единственные, кому эта ситуация может быть выгодна – это “ястребы” от политического сообщества стран Балтии. Поэтому главное сейчас – просто не воспринимать эти “общественные инициативы” всерьез», - прокомментировал RuBaltic.Ru историю с петициями директор политологического центра «Север-Юг» Алексей Власов.
Но судя по качеству сделанных «прививок», с населением стран Балтии работают далеко не самые профессиональные «доктора». Если бы в той же ДГБ «общественные врачеватели» были более компетентны, то от имени русских Клайпеды они дали бы высказаться человеку, который хотя бы знает русский язык. А так любой более-менее думающий «пациент», испытав от «вакцины» рвотный эффект, начинает к ней присматриваться и неизбежно обнаружит, что за сенсационной новостью о возможной российской агрессии и сепаратизме русского населения скрывается банальная «утка».