Президент Литвы Даля Грибаускайте решила вернуть всеобщую воинскую повинность. Закон о возобновлении призыва поступит на рассмотрение в Сейм в начале марта — для простых литовцев он означает, что некоторым из них в перспективе светит отправиться воевать на Донбасс за «демократическую солидарность» против России в составе польско-литовско-украинской бригады LitPolUkrbrig.
Вопроса, на кой обычному литовцу та Украина и тот Донбасс, для Дали Грибаускайте и верных ей комсомольцев-перевертышей не существует. Здесь действует чисто советский принцип «бросаю село я, иду воевать, чтоб землю крестьянам в Гренаде отдать». Руководство Литвы ведь насквозь советское: тот же интернациональный долг, та же международная солидарность, только на сей раз не социалистическая, а «демократическая».
На свою страну, её интересы и даже, как теперь выясняется, на жизнь собственных граждан, литовскому руководству, до сих пор рубящемуся в «геополитическую игру» на «сдерживание России», по большому счету плевать.
У литовской элиты существует понятие союзнического долга перед братьями по русофобии — украинскими властями, которые для того, чтобы без проблем потом войти в НАТО, убивают «ватников» на востоке страны, заставляя их бежать в Россию из своих обстреливаемых армией домов. «Ватники» не только бегут, но и сопротивляются: создали повстанческую армию и при поддержке России и добровольцев из многих стран успешно оттесняют украинских карателей от своих жилых кварталов.
«Союзнический долг», желание продемонстрировать Вашингтону свою ретивость и показать «трусливой» Европе, что «вот мы какие, никаких компромиссов с кровавым Путиным, сами в огне войны сгореть готовы, не то, что вы» уже довели литовское руководство до требований самых жестких санкций против своего главного экономического партнера, а значит, и против самой Литвы. До риторики в стиле базарной торговки a la «террористическое государство», оборачивающейся затем досмотрами фур на таможне и принципиальным отказом российских импортеров и экспортеров перевозить грузы через Клайпеду. Наконец, до того, что Литва оказалась единственной страной в мире, официально поставившей Киеву оружие.
Казалось, дно достигнуто и дальше падать уже некуда. Но тут снизу постучали, причем практически каждой литовской семье.
На заседании Государственного Совета по обороне во главе с президентом Далей Грибаускайте было принято решение временно (на пять лет) вернуть всеобщую воинскую повинность и обязательную военную службу.
«Сегодняшняя геополитическая обстановка требует усиления и скорой комплектации армии. Поэтому ГСО принял решение: необходимо временно, на пятилетний период, возобновить обязательное несение службы», - заявила Даля Грибаускайте. Главнокомандующий литовской армией Витаутас Жукас пояснил, что в армию будут призываться по принципу лотереи, как это работало в США во время Вьетнамской войны.
Очень точную аналогию привел бригадный генерал Жукас. У американцев ведь тоже в начале и мысли не было, что они сами будут во Вьетнаме воевать. Нужно было поддержать союзников в регионе, сдерживать «красную угрозу» и поддерживать постоянно тлеющий военный конфликт в общем контексте Холодной войны. Поэтому сперва союзников поддерживали дипломатическими методами, потом Сайгону начали поставлять оружие, потом во Вьетнам стали посылать профессионалов, потом призывников... закончилось это социальной травмой целого поколения американцев.
Литва в украинском кризисе катится по такой же наклонной плоскости, и об этом прямым текстом говорит её военное руководство, приводя аналогию со Вьетнамом.
Дипломатически Литва Киев уже поддерживала так, что порола санкциями саму себя, терпеливо требуя вводить их все больше и больше — лишь бы было хуже России. Вооружения украинской армии она поставляет официально, литовские военные инструкторы в зоне конфликта на Донбассе уже отметились.
Теперь на авансцену выходит польско-литовско-украинская бригада LitPolUkrbrig. Конечно же, от Литвы в нее будут входить только профессионалы — контрактники. Вот только две проблемы: во-первых, конфликт на Донбассе никак не утихает — напротив, имеет тенденцию к расширению. Во-вторых, Соединенным Штатам, ради которых Грибаускайте и компания так стараются, и не нужно, чтобы этот конфликт завершался. Им невыгодна даже полная победа Киева — им выгодна непрерывно кровоточащая язва в приграничьи России и Европы, которая будет прочно удерживать последнюю под американским контролем.
И в этой логике неутихающего конфликта Литве рано или поздно придется отправлять на Донбасс призывников.
Как американцам — во Вьетнам.
Следовательно, и естественная реакция на такую перспективу литовского общества будет та же, что у американцев в 60-х годах. Массовое уклонение от призыва и дезертирство. Естественной эта реакция будет по той же причине — зачем литовцу идти на эту войну? На кой ему Донбасс и на кой ему Украина? За что он будет там воевать? За интересы США в Европе? За программу «Восточного партнерства» и «геополитическую игру»? За «стратегию сдерживания России»? За Порошенко? Яценюка? Далю Поликарповну?
Только очень особенные отдельные личности ради таких целей могут отправиться поддерживать потомков бандеровцев на Майдан или в район Донецкого аэропорта. В Литве такие есть, но счет им идет на единицы. Нормальный человек может с энтузиазмом пойти на войну, если на его страну напали, если разбивают снарядами его дом, есть угроза семье, хотя бы если идет гражданская война и он твердо занял в ней одну сторону.
На Литву напали? В Клайпеде «зеленые человечки»? Каунас обстреливают как Донецк? Если нет, то у обычного литовца может быть только одна ответная реакция на введение призыва — эмиграция. Так что теперь народ из Литвы повалит с удвоенной силой.
Типа на заработки, на самом деле — от повестки. Хотя в Литве и работы нет, и заработки в Европе в шесть раз выше, но если родное руководство вдобавок намерено заставлять остающихся лезть в чужую драку, тогда без вариантов — валить. Благо Евросоюз, и границы открыты. Правда, государство теперь может попытаться ограничить призывникам свободу перемещения по Европе, но тогда будет еще интереснее. Тогда у народа вместо навязанного пропагандой фантома российской угрозы появится реальный враг, пытающийся ради своих геополитических игр подвергнуть угрозе его жизнь и здоровье.
При традиционной ненависти большинства населения к своим партиям и политикам стабильность политической системы в Литве окажется под большим вопросом.
Неужели всё это было непонятно тем, кто принимал решение возродить в Литве воинскую повинность вслед за поставками Украине оружия? И что народ побежит на запад, и что удерживать его — себе дороже. Такие вещи просчитываются элементарно — это называется политический анализ и прогнозирование.
Впрочем, не будем забывать, с какого качества «элитой» мы имеем дело. Нет ни малейших сомнений, что, будучи комсомольской активистской в Ленинграде, Даля Грибаускайте со всех доступных трибун горячо поддерживала ввод советских войск в Афганистан. И студентам Вильнюсской школы КПСС чеканно разъясняла «линию партии» на выполнение интернационального долга. С тех времен союзники и враги поменялись на 180 градусов, но общий подход — тупой фанатизм и нежелание никого слушать — всё тот же. Такие не лечатся.