Накануне начала председательства Литвы в Европейском союзе в Балтийском федеральном университете им. И. Канта (Калининград) состоялся круглый стол «Литва во главе ЕС: ожидания и возможные итоги», посвященный этому событию. О приоритетах председательства Литвы в ЕС порталу RuBALTIC.Ru рассказал депутат Сейма Литвы (СДПЛ), член комитета по европейским делам Валерий СИМУЛИК:
- Г-н Симулик, приоритеты председательства Литвы в Евросоюзе разрабатывали ваши предшественники – консерваторы. Среди ваших однопартийцев – социал-демократов - в Сейме и правительстве есть недовольство тем, что они вынуждены выполнять чужую программу и воплощать чужие идеи?
- Есть такое мнение, но это мнение не большинства, а части парламента.
Большинство поддерживает позицию президентуры. Можно сказать, что на сегодняшний день всю внешнюю политику заказывает и режиссирует президент.
Так как и прошлое большинство, и нынешнее большинство (особенно министерство иностранных дел и профильные комитеты Сейма) находятся под ее чутким руководством, и премьер прошлый, и премьер нынешний всецело поддерживают ее внешнюю политику.
Конечно, в чем-то эта внешняя политика будет меняться. Ирландия (нынешний председатель ЕС) не все сделает до конца, что должна, часть документов будет передана нам. После нас председательствует Греция, и на ее председательство приходятся выборы Европарламента. Так что ситуация очень напряженная и очень скользкая.
Я думаю, что изменения в повестке председательства будут. Нынешняя неделя и следующая неделя очень важны, особенно это касается четвертого пункта – Восточного партнерства.
Потому что, по нашей информации, участие некоторых стран (Армении, Азербайджана) в Вильнюсском саммите Восточного партнерства под вопросом: будут они в этом участвовать, не будут, приедут или не приедут делегации – это вопрос.
На конференции шутили, что критерий успеха ноябрьского саммита – приедет Лукашенко или не приедет. Я думаю, что не приедет.
И не потому что визу не получит, а просто он откажется приезжать.
В Литве у нас большие деньги выделены на поддержку белорусской оппозиции, что я считаю неправильным: внутренняя политика есть внутренняя политика, не надо в нее вмешиваться внешним силам.
Другое дело, если там будет применена сила, репрессии. Тогда можно международный трибунал, осудить и тому подобное.
Но это все технические моменты. Принципиально что-то изменить в политике председательства Литвы не получится, потому что музыку во внешней политике заказывает президент. Президентура как институт.
- Но ведь социал-демократы шли на выборы со своей внешнеполитической программой: они предлагали «перезагрузку» отношений с Россией, примирение и стратегический союз с Польшей. У вас нет ощущения, что они «сдали» свои предвыборные обещания?
- Я думаю, что социал-демократы несколько отступили от своих принципов. Во-первых, от позиции по атомной станции. Референдум показал, что людям этот проект не нужен. Еще важнее, что для социал-демократов этот референдум был как флаг: они этот референдум инициировали, они с его помощью зазывали людей на выборы. Сейчас получается, что наши партийные руководители как бы отходят в сторону, и я общаюсь по этому поводу с простыми людьми – у них недоумение.
Я думаю, что социал-демократы потеряют в будущем много депутатских мест из-за шага назад во внешней политике и других вопросах.
Я думаю, что на будущих выборах Европарламента и выборах самоуправлений это серьезно скажется.
- Вернемся к Восточному партнерству. Литва традиционно выступает за европейскую интеграцию стран постсоветского пространства. Литве и другим странам Балтии сейчас не хватает средств, выделяемых из структурных фондов ЕС. Литовские руководители отдают себе отчет, что интеграция в ЕС Армении, Молдовы и, конечно, 45-миллионной Украины, приведет к перераспределению структурных фондов, и для Литвы брюссельских денег вообще не останется?
- Я думаю, что отдают себе отчет, но их позиция определяется теми функциями, которые они на себя возложили перед Брюсселем. Я вам скажу свое личное мнение: я не сторонник экспорта на восток демократии, рыночной экономики и других европейских ценностей. Я не верю, что это возможно, во-первых. Во-вторых, есть политика ценностей, есть политика интересов. По отношению к восточным партнерам литовское руководство реализует политику ценностей. Я сторонник политики интересов.
- Вы слышали о резолюции, принятой Сенатом США, в которой содержится призыв не подписывать соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли между Украиной и ЕС пока не будет освобождена Юлия Тимошенко?
- Нет, я об этом не слышал. Такой документ возможен, я знаю, что и в ЕС есть государства, очень радикально настроенные по этому вопросу. Что касается Украины, то полтора месяца назад мы общались с послом Украины, он высказал такое двойное чувство: "с одной стороны мы дружим, общаемся, договариваемся. С другой - нам такие условия ставятся, каких и у вас нет. То мы должны сделать, это мы должны сделать – таких стандартов в самом Евросоюзе нет".
И я тогда подумал, что такая двойная игра, такие двойные стандарты по отношению к Украине со стороны европейских структур – это нехорошо.
По Тимошенко. Конечно, если она больная, если у нее проблемы со здоровьем, это надо решать. Но если она, как сегодня говорили, отобрала, например, бизнес у эстонских бизнесменов, надо выяснять и разбираться, что там произошло.
Значит, стандарты не изменились, схожая коррупционная система была и когда Тимошенко была при власти.
- Возвращаясь к американской резолюции. Ее автор – Ричард Дурбин: сенатор от штата Иллинойс, лоббист литовской диаспоры в Сенате США. Получается, что ваши естественные сторонники играют против вас?
- Можно предположить, что кто-то из наших политиков съездил в США, попросил… Так как самим не очень ловко, и голос у Литвы не такой звонкий, как у США. Значит, что-то не клеится, что-то не выходит у Литвы с Украиной. Но я извиняюсь: США – это один игрок, Евросоюз – это другой игрок. И поскольку ассоциация Украины планируется не с США, а с Евросоюзом, то хотелось бы услышать голос всего Евросоюза. Всех министров иностранных дел, всех руководителей Евросоюза услышать: что они думают о проблеме Тимошенко и почему. Пока я не слышу единого мнения: есть мнение немецкое, есть мнение балтийское, есть другие мнения. Но одного звонкого мнения нет. Так что Соединенные Штаты пускай не вмешиваются в разборку между другими государствами.
- Вы меня заинтриговали вопросом, кто из литовских политиков мог съездить в США и поговорить с Ричардом Дурбином. У литовской диаспоры в Америке традиционно развиты связи с консерваторами. Вы допускаете, что в СО-ХДЛ решили тайком «подложить свинью» социал-демократическому правительству?
- Я так утверждать не могу, но то, что внешнюю политику сегодня диктуют консерваторы, это стопроцентно. Зачем им это надо, нужно у них спрашивать.
- Мы как раз с вами с этого начали беседу: ассоциация Украины с ЕС как приоритет председательства Литвы в Евросоюзе была выбрана правительством консерваторов. Получается, что они этой резолюцией «подложили свинью» самим себе?
- Я думаю, что это, как шахматная игра: один ход сделан, но сработает он через три хода вперед.
Если есть такой ход, значит, есть нужда, чтобы проект ассоциации Украины и ЕС не прошел.
Кому и зачем это нужно через некоторое время станет ясно.
- Консерваторы и президент готовят «отступную»?
- Я в этих играх не участвую, я не знаю. Может и так. Просчитываются варианты: на всякий случай, если планы по соглашению с Украиной провалятся, заготовить «крайних».
- То есть «крайним», если что, будет Сенат США?
- А почему нет? Они же ни за что не отвечают.