На республиканском референдуме 16 марта 96% пришедших на избирательные участки жителей Крыма проголосовали за вхождение полуострова в состав России. Другого результата референдума никто и не ожидал – также никого не удивляет дружное непризнание выбора Крыма на Западе и попытки оспорить референдум с точки зрения процедуры.
Все иностранные корреспонденты, работающие в Крыму, рассказывают, что девять из десяти жителей полуострова говорят, что будут голосовать или уже проголосовали за Россию. Согласившиеся работать на референдуме международные наблюдатели сходятся на том, что голосование было честное – абсолютное большинство тех, кто голосовали, выбрали Россию. На площадях Симферополя, Ялты и особенно Севастополя взрыв патриотизма: такой энтузиазм и эйфорию, с которой крымчане поют российский гимн и размахивают триколорами, в самой России смотрится как нечто невероятное.
В чем суть того, что происходило в Крыму этой весной? Какой факт является главным элементом той новой международной политики России, приход которой отметили практически все наблюдатели?
Рискнем предположить: этот факт заключается в том, что едва ли не впервые за время своего существования постсоветская Россия, Российская Федерация бескомпромиссно вступилась за собственных соотечественников.
Потому что печальная правда состоит в том, что Россия последние два десятилетия предоставляла русских за рубежом самим себе, оставляла их наедине с новыми государствами, зачастую формировавшими свою идентичность на националистической основе. Была активная правозащитная риторика, но решительных действий почти не было, следовательно, не было и изменений к лучшему для русских общин за рубежом. Это относится и к русским Прибалтики, и к русским Закавказья, и к русским Туркмении и Казахстана.
И вот теперь, впервые за четверть века, произошло событие, прервавшее этот тренд. Сколько бы ни говорили критики об «аннексии Крыма», началось всё с обращения парламента АРК, попросившего у России защиты полуострова от новых киевских властей. Россия эту защиту предоставила, несмотря на ожидавшиеся осложнения на международной арене. Документальных свидетельств того, что население полуострова ассоциирует себя исключительно с Россией и хочет быть субъектом РФ – предостаточно. Впрочем, любому, кто хоть раз бывал в Крыму, какая из Крыма «Украина», понятно и так.
Для Украины же горькая и тяжелая правда состоит в том, что её двухмиллионный регион просто не пожлал с ней больше жить. Любые рассуждения, что руководство АРК не имело права назначать референдум, тем более что «за Россию голосовали под дулами автоматов», это рассуждения от бессильной ревности. Случайно, даром доставшейся ей регион счел, что Украина бесперспективна и не способна стать другой. За 23 года независимости страна всё больше деградировала, упуская из рук имевшийся у неё на момент выхода из СССР потенциал великой державы. Поэтому в решающий момент Крым использовал свой шанс и отделился. Безусловно, это крайне болезненный удар по самолюбию украинцев. Теперь официальный Киев будет бороться за его возвращение в международных судах, но это то же самое, что оспаривать в судах развод: понятно же, что последнее слово о том, быть разводу или не быть, говорит не судья…
«Что нужно знать тем, кто не хочет признать результаты референдума в Крыму и в Севастополе, то есть Обаме, Меркель, Олланду и др., а также тем, кто находится в Киеве, - комментирует итоги референдума политолог, член президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ Виталий Третьяков. - Вы, видимо, не знаете крымчан и их настроений. Не знаете севастопольцев... Дело в том, что теперь крымчане и севастопольцы не отдадут свой суверенный выбор. Подкупай их, угрожай им, уничтожай их - ничего не получится. Даже Путин не сможет уговорить их вернуться под власть Киева, тем более - нынешнего. Семь авианосцев и 27 десантных бригад не смогут заставить крымчан от своего выбора отказаться. Они без всяких команд из Москвы с оружием в руках будут этот выбор защищать. Это просто данность, константа, медицинский факт».
Украине следует сейчас учиться на горьком крымском опыте. В тот же день 16 марта так называемые «народные референдумы» проходили на площадях Донецка и Луганска. Голосовали на этих акциях не за отделение от Украины, а за федерацию: выборность губернаторов, представительство интересов областей в столице, административную и бюджетную децентрализацию, официальный статус русского языка.
Киевские власти, судя по их поведению, намереваются подождать, пока эти настроения утихнут, а затем начать душить «сепаратистские» (таковыми они считают федералистские) настроения. В очередной раз будут пытаться провести форсированную украинизацию Юго-Востока. Если Крым их так ничему и не научит, то в следующий раз на майданах Харькова и Донбасса будут стоять уже не за федерацию, а за отделение.