Прибалтийские политики продолжают имитировать желание вернуть уехавших соотечественников. Не хотят латыши и литовцы назад на родные земли, сетуют чиновники, глядя на отсутствие результатов. Врут. Около 40% тех же латвийцев возвращались, разочаровывались и снова уезжали, свидетельствуют данные исследований. Прибалты хотят домой, родина вынуждает подзадержаться в гостях.
Прибалтийские политики продолжают имитировать желание вернуть уехавших соотечественников на родину. Для этого воспроизводятся заведомо нерабочие программы реэмиграции, запускаются социальные акции. Одной из таких акций стала июльская кампания Института Латвии с забавным фрейдистским названием «#ХочуТебяОбратно». Латвийцев призвали в «доверительной эмоциональной форме посредством личного видео- или аудиопослания обратиться к эмигрировавшим родным и друзьям и рассказать им о том, как они важны для Латвии». Общественной поддержки кампания не возымела. Акцию высмеяли в соцсетях, на этом всё и закончилось.
Не хотят прибалты возвращаться домой, жалуются политики. Врут. Почти половина (40%) уехавших латвийцев пытались вернуться в Латвию, однако глубоко разочаровались и снова уехали, свидетельствуют данные исследования, проведённого Центром исследований диаспоры и миграции при Латвийском университете. В это исследование и нужно тыкать носом политиков, рвущих на груди рубаху в попытках продать себя избирателю в качестве собирателей латышей.
Родина не ждёт своих детей.
С неожиданным откровением решает выступить премьер Латвии Марис Кучинскиc: «Это очень большая ответственность – сказать уехавшему, что ему нужно вернуться в Латвию». Политик признался, что далеко не все вернувшиеся найдут, чем заняться на родине. Неприятно, зато предельно честно. Своего сына Гинтса, живущего в Германии, премьер Кучинскиc не собирается звать домой. Напротив, Кучинскис поддержал намерения сына продлить договор и остаться на немецких просторах. «#НеХочуТебяОбратно».
За рубежом прибалты оказались гораздо полезнее для своих политиков, чем дома. Социальная нагрузка уменьшилась: пенсии, пособия по безработице, материнский капитал – всё это теперь заботы принимающей стороны. Трудясь в новом доме, эмигранты между тем продолжают пополнять бюджеты стран своего происхождения. Ежегодно денежные переводы от иноземных латышей на родину превышают полмиллиарда евро. Так, в прошлом году эта сумма составила 691 млн.
Трансферты из-за рубежа помогают прибалтийским экономикам оставаться на плаву.
Такое положение дел более чем устраивает туземных чиновников. На радостях чиновники «креативят». Вот и бывший латвийский посол по особым поручениям в вопросах диаспоры Петерис Карлис-Элфертс нашёл уехавшим соотечественникам полезное применение. «Граждане Латвии живут в более чем 130 странах мира. Это огромный потенциал, и это ценность, которую нам следует использовать. Мы можем использовать их для экспорта производимых в Латвии продуктов и налаживания контактов (видимо, Карлис-Элфертс говорит о коммерческих контактах – прим. RuBaltic.Ru)», – рассуждает дипломат.
Циничная риторика: «использовать» соотечественников. Но куда более цинична сама позиция ответственного за вопросы диаспоры: родине вы, дорогие эмигранты, в общем-то, не нужны, но вот на интересы этой родины за рубежом, будьте добры, поработайте.
Понятно, что месседж Карлиса-Элфертса адресован далеко не всем уехавшим. Низкоквалифицированный рабочий едва ли способен выстраивать бизнес-контакты для латвийских предпринимателей в Англии или Германии. А ведь именно простые честные работяги и составляют основной костяк эмигрантов. Эта группа лиц неоднократно выражала возмущение, что чувствует себя наиболее забытой.
Чувства не подводят. Забыли, забыли давно.
За три года латвийские власти не выполнили даже первый пункт некогда хвалёного плана реэмиграции: так и не создали агентство одной остановки, где вернувшиеся могли бы получить всю необходимую помощь по общению с госучреждениями и оформлению документов.
Отъезд прибалтов тем временем продолжается. Большинство молодёжи по-прежнему говорит о намерении покинуть родные Прибалтийские страны. Собирает чемоданы, покупает билет и действительно покидает. Согласно последнему докладу Eurostat о демографической ситуации в странах Евросоюза, Латвия и Литва входят в число лидеров по убыли населения. На основании нынешней динамики европейские демографы выписывают Прибалтике суровый приговор. В придачу к уже потерянной с 1991 года трети населения Латвия к середине столетия недосчитается ещё 31%, а Литва – 38% жителей.
Уже сегодня страны Прибалтийского региона ощущают дефицит профессионалов, способных поддерживать существование социальной инфраструктуры. Узкоспециализированные медицинские работники уехали, программисты и инженеры уехали, и даже политики, умеющие делать хоть что-то помимо раздачи предвыборных обещаний, возвращаются в профессию и покидают родные Прибалтийские страны.
Логический итог такого процесса малоприятен. Для поддержки жизнедеятельности на этой территории Брюсселю в конечном итоге придётся завозить в Прибалтику критически необходимых специалистов, платить пенсии местным старикам, да и вообще взять некогда растущих «балтийских тигров» на полное обеспечение.