Грядущие парламентские выборы в Литве не предвещают существенной смены декораций. Трансформация литовской политической системы произойдёт после выборов президента в 2019 году, когда Грибаускайте, правящая два срока, покинет дворец на Дауканто. Госпожа presidente наверняка пополнит ряды брюссельской бюрократии: европейские друзья в память о былых заслугах найдут для литовской леди тёплое местечко. Перспективы приближенных к Грибаускайте лиц, однако, не столь радужны. Пик конфронтации России и Запада, вызванной Украиной, пройден. Никто не обещает дружбы, но и нынешние агрессивные нападки официального Вильнюса на восточного соседа уже изрядно нервируют европейские столицы. Новый президент Литвы едва ли продолжит выстраивать внешнюю политику в формате антироссийского джихада, хотя критика, претензии и обвинения, конечно, останутся.
При смене курса вместе с президентом литовский политикум будет вынужден покинуть целый пул лиц, ставших «нерукопожатными» для Москвы за время правления Грибаускайте и дискредитировавших себя во внутренней политике, ведь место в нынешнем политландшафте Литвы давно определяется не партийной принадлежностью, а личной лояльностью к Её Экселенции. RuBaltic.Ru составил список из десяти чиновников, чей политический и карьерный путь вперёд закончится с завершением десятилетней «эры красной Дали».
1. Линас Линкявичюс
Министр иностранных дел Литовской Республики. Промоутер внешнеполитического курса Грибаускайте. Верный и исполнительный. В узких кругах носит титул «паж императрицы». Как и Её Превосходительство, вышел из советской шинели: в «тёмные» годы работал секретарём районного комитета ЛКСМ Литовской ССР в Каунасе, был заведующим отделом ЦК ЛКСМ Литовской ССР. По квоте от социал-демократов сменил на посту главы МИД Аудронюса Ажубалиса. Сразу понял правила игры и стал перенастраивать литовское внешнеполитическое ведомство на ретрансляцию вовне воли госпожи presidente.
Именно на долю Линкявичюса пришёлся «звёздный час» современной литовской дипломатии: Вильнюсский саммит «Восточного партнёрства» и последовавшие за ним кризис на Украине, конфронтация Москвы и Запада. Ситуация на международной арене позволила нынешнему главе литовского МИД творчески развить идеи своего предшественника – консерватора о «сдерживании» восточного соседа.
2. Андрюс Кривас
Вице-министр иностранных дел Литвы. Уроженец Оренбургской области. Вместе с другими «вицами» Раймундасом Кароблисом, Нерисом Германасом и Мантвидасом Бекяшюсом составляет внешнеполитическую свиту Её Превосходительства. Работал советником в посольстве Литвы в США, возглавлял Отдел стратегических и трансатлантических отношений МИД, успел потрудиться в Минобороны. Последним пристанищем Криваса до перехода в должность вице-премьера литовской внешнеполитической конторы была работа в постоянном представительстве Литвы при ОБСЕ.
Внёс неоценимый вклад в оформление сегодняшнего внешнеполитического безумства официального Вильнюса. В настоящее время Кривасу за «боевые заслуги» пророчат должность посла Литвы при ООН и при других международных организациях в Женеве.
3. Габриэлюс Ландсбергис
Внук «отца литовской демократии» Витаутаса Ландсбергиса, давнейшего покровителя Дали Грибаускайте. Экс-депутат Европарламента, сдавший мандат в преддверии нынешней избирательной гонки, чтобы возглавить своих сторонников на предстоящих выборах в Сейм Литвы. В прошлом году получил в наследство от звёздного dedule политическую партию: с помощью Ландсбергиса-старшего был продвинут в лидеры «Союза Отечества – Христианских демократов Литвы». Назначение 33-летнего Габриэлюса лидером консерваторов с воодушевлением восприняла госпожа Грибаускайте.
Достойный продолжатель семейных традиций в отношении восточного соседа. Стал архитектором резолюции Европарламента о прекращении стратегического партнёрства с Россией. Не жалея сил обличает «путинский режим». Ландсбергис-младший продолжает аккуратно взращиваться для высших политических должностей, как некогда взращивалась дочь Поликарпаса Грибаускаса.
4. Рокас Масюлис
Министр энергетики, бывший руководитель компании Klaipėdos nafta. Строитель литовской «энергонезависимости». Отстаивает интересы консерваторов, находящихся под протекторатом президента. «Рокас Масюлис – ответственный человек, хороший специалист, принявший до конца ответственность за реализацию стратегически важного для Литвы проекта газового терминала в Клайпеде… Я горд, что именно когда я был премьером, пришлось назначить Рокаса Масюлиса главой Klaipėdos nafta», – давал характеристику своему ставленнику тогдашний лидер «СО-ХДЛ» Андрюс Кубилюс.
В «придворном театре» Её Превосходительства Рокасу Масюлису отводится роль адвоката клайпедского СПГ-терминала и лоббиста замороженного, но лелеемого Грибаускайте проекта Висагинской АЭС. Масюлис удостоился чести возглавить «крестовый поход» Вильнюса против Белорусской атомной станции, строящейся близ города Островца Гродненской области.
5. Эвалдас Пащилис
Генеральный прокурор Литвы. Свежее лицо при дворе Грибаускайте. Сменил на этом посту прошлого фаворита президента Дарюса Валиса, не оправдавшего доверия и обвинённого в развалившемся деле против советских омоновцев. Очередной показательный процесс по событиям 13 января 1991 года в Вильнюсе, а также использование коррупционных скандалов для зачистки политического ландшафта в угоду консерваторам требуют наличия «надёжного человека» в Генпрокуратуре.
Вместе с назначением на должность Пащилису был присвоен квалификационный ранг главного государственного советника юстиции. До того как возглавить Генеральную прокуратуру, Эвалдас Пащилис был участковым судьёй Укмeргского района.
6. Ромуальдас-Кястутис Урбайтис
Руководитель Конституционного суда (КС). Арбитр в споре госведомств. Призван решать конфликты между парламентом и президентом. Желательно в пользу последнего. Вывод Конституционного суда о нарушении закона о парламентских выборах во время прошлого избрания Сейма позволил Грибаускайте атаковать Партию труда. В свою очередь, при нападках правящей коалиции на президента по поводу манипуляции секретными документами спецслужб КС занимает охранительскую позицию. Инициатива создания парламентской комиссии по расследованию источника информации о «чёрных списках» вице-министров была встречена Конституционным судом ясной доктриной: временные комиссии должны создаваться для расследования важных вопросов государственного значения, а упомянутый вопрос к таким делам якобы не относится. «Наезд» Сейма на президента был отбит.
Грибаускайте снова втягивает КС во внутриполитические скандалы. Президент обратилась в Конституционный суд по поводу постановления правительства о поместье Виюнеле, якобы выгодного для Друскининкайского самоуправления. Цель – обвинить соцдемов в политической коррупции. Урбайтис ведь не разочарует Её Превосходительство и суд примет «правильное» решение
7. Юозас Олекас
Уроженец Красноярского края. Министр национальной обороны (в 2006–2008 годах уже занимал этот пост). Ещё один выходец из советской шинели: плавно перекочевал из кресла депутата Верховного Совета СССР в высшие эшелоны власти новой Литовской Республики. Продолжатель ястребиного курса своего предшественника от консерваторов Расы Юкнявичене. Призывал Брюссель признать Россию страной-агрессором, а НАТО – развивать силы сдерживания и обороны, подчёркивал важность применения санкций в отношении Москвы. Активный лоббист увеличения военных расходов.
На посту министра национальной обороны Юозас Олекас не жалея себя занимается силовым обеспечением внешнеполитических авантюр Её Превосходительства. «Мы оказывали гуманитарную помощь, принимали на лечение раненых украинских солдат. Мы выполнили своё обещание и в ответ на просьбу предоставили элементы вооружения… Это была бесплатная помощь дружественной нам стране», – рассказывал Олекас об активном участии своего ведомства в украинском кризисе.
8. Йонас-Витаутас Жукас
Генерал-майор. Главнокомандующий Войском Литовским. Ранее военный представитель Литвы при НАТО, занимал должность командующего сухопутными силами республики. Апологет формулы литовских консерваторов: «Чем больше в Европе США, тем меньше там России». Видит свою задачу в борьбе с рисками реализации «крымского сценария» в Литве.
Нужно иметь в виду такие угрозы, как подстрекательство национальных меньшинств или направление вооружённых лиц без знаков различия, – рассказывал новоиспечённый командарм, после чего в Сейме был зарегистрирован законопроект о создании сил быстрого реагирования для борьбы с подобными «неконвенциональными вызовами».
После решения официального Вильнюса вернуть обязательный военный призыв на Жукаса легла обязанность по созданию новой армии имени Дали Грибаускайте.
9. Дарюс Яунишкис
Бывший глава Сил спецопераций литовской армии. Ныне директор Департамента госбезопасности (ДГБ) и источник разного рода секретных справок для президентской администрации. «В Литве сейчас идёт неконвенционная война. Здесь мы должны видеть ДГБ на передовой линии. Не как наблюдателя, а как активного участника, борющегося с последствиями этой атаки», – говорила главный советник Её Экселенции Гедре Каминскайте-Салтерс во время присяги нового руководителя спецведомства.
ДГБ и его руководитель Яунишкис действительно оказываются на передовой. Правда, не в борьбе с внешними угрозами, а во внутриполитическом противостоянии. Департамент госбезопасности согласовывает с президентом, какую информацию обнародовать, какой конфликт должен стать предметом гласности, а какой – быть спрятан под ковёр. Служит Грибаускайте источником политического компромата.
По всей видимости, именно ДГБ дезинформировал Альгирдаса Буткявичюса о направляющей недавние протесты учителей «руке Москвы» и влиянии Кремля на литовские профсоюзы, побудив премьера распугать собственный электорат громкими заявлениями. Тот факт, что Департамент госбезопасности Литвы давно служит инструментом политической борьбы, ни для кого не новость.
10. Альгирдас Буткявичюс
Под нажимом Её Превосходительства Буткявичюс практически всегда сдавал назад по принципиальным вопросам: выполнил требование presidente по очистке власти от фигурантов «чёрного списка» вице-премьеров, согласился с отставкой министра экономики Бируты Весайте, промолчал при лишении правовой неприкосновенности лидера Партии труда Виктора Успасских.
Конфликт правительства и президентской администрации, оформившийся в рамках текущей избирательной гонки, – не что иное, как попытка премьера спастись с утопающего корабля сегодняшней литовской политической системы. Альгирдас Буткявичюс активно ищет способ сохранить своё место в литовском политикуме после окончания «эры Грибаускайте».