Шаг за шагом обрывая экономические и политические связи с Россией, европейские политики тем не менее не могут игнорировать общественную оценку подобных действий. В связи с этим в ЕС различными способами – начиная с парламентского уровня и заканчивая СМИ – целенаправленно создается образ России по сути как «недемократической страны-изгоя», считает член Совета Федерации РФ, эксперт в области международных экономических отношений Игорь МОРОЗОВ:
- С русофобией и её использованием в информационной войне мы начали сталкиваться в открытую на публичных парламентских площадках буквально полтора года назад после событий на Майдане. Общаясь с нашими коллегами, с которыми раньше был установлен очень хороший конструктивный парламентский диалог, мы заметили, как не срабатывают продекларированные западные общечеловеческие ценности, которые всегда, по словам наших коллег, носили универсальный характер и могли применяться в любой стране, где работают демократические институты. Но мы видели, что произошло на Майдане, что в последующем происходило на юго-востоке Украины, и все наши попытки поговорить, выстроить какие-то диалоговые площадки с западными коллегами — не только в парламентской ассамблее Совета Европы или в ОБСЕ, но и на других площадках — не приносили никакого результата.
То, что декларировалось — открытый диалог, общечеловеческие ценности — сразу ушло за стену очень жесткого окрика со стороны США.
Мы помним, как украинские коллеги, когда ещё не было Майдана, вместе с нами пытались устранить вал противоукраинской работы, которую вело достаточно небольшое количество восточноевропейских стран. И этому подчинялось европейское цивилизованное большинство. Было странно такое видеть — полный абсурд, когда на парламентской площадке, которая вообще была создана сразу после войны (самая такая старая демократическая парламентская площадка), никто не имел права высказать откровенно, публично своё мнение, мнение своего государства, которое было не согласно с тем, что происходило на Майдане. Результат всех этих демократических ценностей мы увидели в феврале 2014 года.
Европа забыла о том, что Януковича, выборы его признали все страны ЕС. И когда Украина была брошена в пучину гражданской войны, когда произошли события в Одессе, Европа постаралась этого не увидеть. СМИ об этом молчали. Мы видели, как наши партнёры уклонялись от обсуждения всех этих событий, но в то же время русофобская волна уже набирала свои обороты во всех СМИ. Очень жалко было, что мы утрачивали свои позиции на этих площадках, российскую делегацию лишали слова — сначала в ПАСЕ, вы все знаете эти события, затем это постигло нашу делегацию в парламентской ассамблее ОБСЕ.
Что мы увидели за последние полтора года? Что в Европе формируется антироссийское общественное сознание — через СМИ, которые всегда объявляли, что они независимы от власти, но мы видели, как они управляются из-за океана.
И вот поэтому я считаю для себя важным подчеркнуть, что в контексте внешней политики РФ распространение русофобии в рамках государственной политики — это не внутреннее дело этих государств, с которыми нас связывают экономические, политические, гуманитарные отношения. Почему? Потому что граждане этих государств невольно попадают в искусственно созданную систему координат и навязанных стереотипов. Поэтому эти тенденции несут реальные угрозы национальной безопасности РФ, мы должны отвечать очень активно по всем каналам иновещания, задействовав максимально мировые информационные порталы, откуда берут западные СМИ для себя те или иные новости.
У нас есть уникальный ресурс, чтобы противостоять наряду со СМИ в Европе — это наши соотечественники.
По разным оценкам, их более 30 млн. Но нам было очень приятно видеть, как отмечался День Победы нашими соотечественниками в Европе, Австралии, Канаде. Акция «Бессмертный полк» прокатилась по 46 странам мира. Она была осуществлена во всех государствах, армии которых принимали участие в боевых действиях. Это наши соотечественники. Они оказались на острие информационной войны. В Совете Федерации мы достаточно активно работаем с этой категорией лиц, мы приезжаем на конференции, где рассматриваются очень многие актуальные вопросы современной политики. Представьте себе, они уже граждане той страны, где проводится эта конференция, но вот эта самоидентичность — она становится стержнем их духовной жизни: они сохраняют русский язык у себя в семье, стараются, чтобы были воскресные школы, потому что это духовный стержень для той семьи, которая приехала и уже адаптировалась в других для себя условиях. Мы очень хотели бы, чтобы наконец была одобрена правительством концепция «русской школы» за рубежом, потому что это чрезвычайно важно. Хотели бы, чтобы более активно работало Россотрудничество со своими русскими домами, библиотеками, мультмедийными порталами, которые созданы в библиотеках русских домов. И от этого зависит наша сила, наше влияние, в первую очередь, духовного начала. Я надеюсь, что Всемирный конгресс русских соотечественников, который пройдёт в ноябре, ещё в большей степени даст толчок всем россиянам, всем людям, которые формировались на духовной культуре русского языка и уехали за рубеж, поддерживать те духовные начала, которые они получили у нас и противостояли русофобии как члены нашего большого русского мира.
Материал основан на докладе, прозвучавшем в рамках международного форума «Русофобия и информационная война против России» (25–26 сентября, г. Москва).