×
Политика Политика

Новая стратегия безопасности ЕС — разрушение европейской безопасности

Источник изображения: http://cont.ws

Руководство ЕС приняло решение разработать новую общеевропейскую стратегию внешней политики и безопасности, которая будет презентована на саммите ЕС в июне следующего года. Председатель Совета ЕС Дональд Туск подчеркнул, что необходимость новой стратегии вызвана возросшей террористической угрозой и кризисом в отношениях с Россией. И это совмещение несовместимого: борьба с терроризмом при объявлении России врагом способна в принципе уничтожить безопасность в ЕС, потому что именно Россия играет ключевую роль в защите европейской безопасности.

Стратегия безопасности ЕС была принята в декабре 2003 года и с тех пор неоднократно корректировалась и дорабатывалась в зависимости от того, как брюссельские чиновники и страны ЕС оценивали её реализацию. Однако фундаментальные положения документа, формирующего общую внешнюю политику и политику безопасности европейских стран, за эти 12 лет остались неизменны.

Ключевыми угрозами европейской безопасности были признаны терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные конфликты, failed states (несостоявшиеся государства, к которым Европа тогда отнесла Сомали, Либерию и Афганистан) и организованная преступность. Стратегическими мерами Евросоюза по борьбе с этими угрозами названы развитие международной кооперации в сфере борьбы с терроризмом и организованной преступностью, сдерживание распространения вооружений, вмешательство Евросоюза в региональные конфликты на Балканах, в Конго и Афганистане (в последующих редакциях стратегии этот список неоднократно пополнялся) и вмешательство во внутренние дела несостоявшихся государств для преодоления там кризиса государственности.

Главный аргумент лоббистов создания новой стратегии внешней политики и безопасности ЕС заключается в том, что сейчас мир изменился, и в перечень ключевых угроз европейской безопасности нужно добавить «российскую агрессию», а в список стратегических целей ЕС по обеспечению безопасности — борьбу с Россией.

В исходном документе 2003 года Россия прямо называлась «международным партнером» Европы: несколько раз подчеркивалась её позитивная роль в деле обеспечения европейской безопасности. «Благодаря нашим совместным усилиям с США, Россией, НАТО и другими международными партнерами, стабильности в регионе больше не угрожает вспышка большого конфликта» — о ситуации на Балканах. О «дорожной карте» урегулирования арабо-израильского конфликта: «Её имплементация потребует единства и совместных усилий Европейского союза, США, России и стран региона, но прежде всего — усилий со стороны самих израильтян и палестинцев». И главное, в резюмирующей части стратегии:

«Мы должны продолжать работать на дальнейшее сближение с Россией, главным фактором нашей безопасности и благополучия. Уважение к общим ценностям усилит прогресс на пути к стратегическому партнерству».

Напомним, что общеевропейская стратегия безопасности была принята в конце 2003 года. Спустя всего полгода её принятие с такими вот словами о России стало бы невозможным. Потому что в 2004 году в Евросоюз вступили 10 стран Восточной Европы, включая три постсоветских государства Прибалтики. Их представители, сделавшие смыслом своего существования русофобию и служение заокеанскому боссу, испортили бы жизнь всей Европе, но не позволили бы именовать Россию в важнейших документах ЕС стратегическим партнером, не говоря уже о «главном факторе нашей безопасности и благополучия». Поэтому после появления в составе ЕС «новой Европы» стратегическое партнерство с Россией из практической цели, конкретно прописываемой в европейских программах, стратегиях и концепциях, стало превращаться во всё более недостижимую мечту.

Сейчас бойцы дипломатического фронта войны с Россией вовсю пожинают плоды спровоцированного ими украинского кризиса.

И делают это ровно те страны, которые выкрутили руки всей Европе, заставив её участвовать в «геополитической игре» на подписание Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, прямо ставившей целью отрыв Украины от России, провоцировавшей внутри самой Украины националистические настроения и не допускавшей никаких переговоров с Москвой.

Теперь же Европарламент принимает резолюцию о новой стратегии отношениях ЕС и России на основании доклада европарламентария от Литвы Габриэлюса Ландсбергиса, обвиняющего Россию во всех смертных грехах. К числу этих грехов Ландсбергис-внук отнес даже то самое обеспечение Россией общеевропейской безопасности: вовлеченность России в региональные конфликты в Нагорном Карабахе, Приднестровье и прочее, без которой в приграничье ЕС были бы не замороженные конфликты, а полноценные войны. В результате Евросоюз отказывает России в звании партнера за то же самое, за что 12 лет назад называл её гарантом своей безопасности и благополучия.

В этом смысле европейская стратегия безопасности действительно устарела и страны восточно-европейской «буферной зоны» в последние несколько месяцев активнее, чем за все предыдущие 11 лет в составе Евросоюза, требуют её переписать. И активнее прочих — Литва. «Дискуссия, которая идет сейчас относительно принятой 11 лет назад и не отражающей реалии сегодняшних условий безопасности Стратегии безопасности Европы, очень важна. На предстоящем в июне саммите ЕС мы требуем получить четкое решение об обновлении стратегии», - заявлял, например, в начале этого года министр обороны Литвы Юозас Олекас, подчеркнувший тогда, что Евросоюз должен принять решительные меры по повышению устойчивости обществ стран-членов ЕС и стран-участниц программы «Восточное партнерство» к российской пропаганде», а также укреплять сотрудничество с США и НАТО.

И эти лоббистские усилия достигли поставленной цели. По итогам саммита ЕС в Брюсселе председатель Совета ЕС Дональд Туск заявил, что Евросоюз разработает новую стратегию общеевропейской внешней политики и безопасности. Текст стратегии должна представить в июне следующего года верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. Было подчеркнуто, что необходимость новой стратегии вызвана обострившийся угрозой терактов и напряженностью в отношениях с Россией.

Однако терроризм и раньше признавался угрозой номер один для европейской безопасности, следовательно, смысл принятия новой стратегии в том, чтобы объявить угрозой Россию, а борьбу с Россией сделать стратегической целью единой европейской политики. Именно за такую новую стратегию будут теперь бороться ландсбергисы, олекасы, ринкевичи и прочие антироссийские истерики.

Которые в случае успеха своих планов и официального признания России врагом Европы, с которым невозможно сотрудничество, а возможна только борьба, не укрепят европейскую безопасность, а уничтожат её.

В действующей стратегии ЕС Россия честно признается неотъемлемой частью несущей конструкции, на которой построено всё здание международной безопасности. Наряду с США, НАТО, ООН. И европейцы прописали это не для того, чтобы сделать Кремлю приятное, а потому что это действительно так. Если изъять из несущей конструкции международной безопасности Россию, рухнет и всё её здание.

Как Европа будет бороться с международным терроризмом и в случае Афганистана, и в случае ИГИЛ, если одновременно с этим признает стратегической целью борьбу с Россией? После отказа усилиями Г.Ландсбергиса и компании России в звании партнера последняя уже отменила транзит военных грузов НАТО в Афганистан по своей территории.

А региональные конфликты? Если «кровавая неоимперская агрессивная Россия» внемлет резолюциям Европарламента, откажется в них участвовать и уйдет из Приднестровья и Нагорного Карабаха, то там начнутся войны, этнические чистки и потоки беженцев, чего так боится Европа.

А failed states? Невозможно бесконечно заниматься самовнушением и доказывать себе, что Украина – это юная постсоветская демократия, рвущаяся к европейским ценностям и переживающая на этом пути временные трудности.

Реальность в виде четырех действующих на Украине АЭС все расставляет по своим местам, и Европе ради обеспечения собственной безопасности в ближайшие несколько лет придется восстанавливать государственность стремительно саморазрушающейся страны.

Она это сможет сделать без помощи России? Или и дальше будет считать самыми большими экспертами по Украине литовских консерваторов?

А организованная преступность? Основный наркотрафик идет в Европу из Центральной Азии. Как европейские спецслужбы будут с ним бороться без объединения усилий с российскими коллегами?

Разумеется, далеко не все еще в Европе свихнулись на почве России, как литовский истеблишмент — многие понимают, что превращение Москвы из союзника Европы по обеспечению международной безопасности в официальную угрозу безопасности европейцев обернется катастрофой для самих европейцев. Поэтому за итоговый текст новой стратегии внешней политики и безопасности ЕС предстоит тяжелая дипломатическая борьба. Это будет борьба европейской рациональности, прагматизма и здравого смысла с русофобской истерикой.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров