Страны НАТО намерены создать силы быстрого реагирования (Very High readyness joint task force (VJTF)) и разместить их в ряде стран Восточной и Северной Европы, в том числе и страны Балтии готовы внести свой вклад в данное формирование. Помимо выделения военнослужащих и техники, Литва, Латвия и Эстония готовы разместить на своих территориях штабы Force integration unit. Портал RuBaltic.Ru продолжает цикл материалов о милитаризации Прибалтики, где уже была рассмотрена ситуация в Эстонии и Латвии. О том, каковы будут последствия размещения баз НАТО в Литве и как к этому относится литовская общественность, порталу рассказал член сейма Валдас Василяускас.
- Г-н Василяускас, на Ваш взгляд, с какой целью размещаются силы быстрого реагирования НАТО в Литве и как к этом относится общество?
- Начну, пожалуй, со второй части вопроса. Общественность Литвы одобряет размещение штабов НАТО в стране. Что касается цели, то для поддержки наших военных сил, так как они пока очень слабы.
- Но ведь количество выделенной техники — 250 танков на всю Прибалтику (Литва, Латвия, Эстония, Польша) плюс Болгария и Румыния — это небольшая помощь для страны, ожидающей чьей-либо агрессии, тем более, что данные действия все равно предполагают ответные действия России. Тогда в чем заключается «повышение» безопасности?
- Во-первых, НАТО — это защитный блок, который ни на кого не нападает, а выполняет защитные функции. Так что от этого с нашей стороны никакой угрозы соседям исходить не будет. Это наше убеждение, которое поддерживается не только политиками, но и обществом. Несерьезно было бы думать, что Литва нападет на такое большое государство как Россия, например. Потому что мы — маленькое государство и попросту ищем сильных союзников, способных помочь нам в защите.
-И все-таки стоит признать, что из-за таких действий Прибалтика станет зоной напряжения, как с этим быть?
- Это уже дело наших политиков, дипломатов, президента. Надо убедить соседей, что создание сил быстрого реагирования в Прибалтике, в частности в Литве — это не угроза, а самозащита.
Понятно, что если мы укрепляем военные базы и не разговариваем с соседями, то получается, что мы не занимаемся политикой.
Поэтому, однозначно, убеждение в использовании данных военных ресурсов лишь для самозащиты — серьезная задача политиков. Увы, пока, на мой взгляд, они с этим заданием не справляются. Здесь нужен именно дипломатический подход, а не директивы и грубые слова.
- В таком случае, может быть, целесообразнее сесть за стол переговоров и письменно закрепить договоренность о взаимной безопасности Востока и Запада, а не увеличивать присутствие НАТО в Прибалтике?
- Конечно, нужно вести переговоры. Но я думаю, что укрепление военных баз НАТО на нашей территории не повлияет на наши с Россией отношения.
- В Литве экономика достаточно слаба сегодня. Базы НАТО — это дорогостоящее удовольствие. И Литва берет на себя определенные экономические обязанности по содержанию контингента, не усугубит ли это кризис?
- По договору с НАТО мы должны делать отчисления в размере до 2% от нашего ВВП. От этого никуда не денешься, это наша обязанность.
Сегодня, конечно, в ЕС и еврозоне не лучшие времена, но от Литвы здесь мало что зависит, так как наша экономика очень небольшая.
И никто не знает, как уладятся дела с Грецией. Конечно, нас ждут не самые легкие времена, но что поделать. Надо сказать, что пока у ЕС с Россией плохие отношения из-за кризиса на Украине — ничего хорошего нет ни для одной из сторон, а все тяготы, в конечном счете, ложатся на простых людей.
- На Ваш взгляд, насколько эффективно будет укрепление баз в Литве?
- Я думаю, что это будет эффективно. Во-первых, это укрепляет нашу армию, поднимает боевой дух наших солдат. Это правильный шаг, все-таки (VJTF) будет серьезно укреплять мир, потому что не будет такой истерии, люди будут увереннее в будущем, будут спокойнее. Да и для бизнеса и инвестиций это тоже плюс. Не будет никаких катастроф, что тоже очень важно для экономики в целом.