Когда идея овладевает массами, она становится материальной силой: в украинском информационном пространстве всё чаще говорят об импичменте Порошенко. Но насколько медийная повестка пересекается с объективной реальностью?
Почин теме об импичменте Порошенко сделал нардеп Сергей Тарута, послемайданный губернатор Донецкой области, заявивший, что Петр Алексеевич «уже десять раз заработал на импичмент». Де-факто солидаризировался с мнением Таруты депутат от «Самопомощи» Егор Соболев. Буквально через несколько дней, когда Порошенко находился в США, в здание Администрации Президента вломились участники силовой операции на Донбассе с требованием импичмента.
Идею импичмента поддержала и партия Юлии Тимошенко «Батькивщина», которая, как утверждает ряд СМИ, будет вносить в Верховную раду соответствующий законопроект. А Киевский областной совет, где большинство принадлежит партии Тимошенко, принял обращение к парламенту с просьбой законодательно урегулировать процедуру импичмента президента. Впрочем, некоторые депутаты уже отозвали свои голоса, мотивировав это тем, что проголосовали «по ошибке», а депутаты облсовета от «Блока Порошенко» обратились в суд с требованием признать противоправным и отменить вышеуказанное обращение.
Хотя украинская Конституция и предусматривает возможность импичмента президента, но ни один нормативно-правовой акт не регулирует данную процедуру.
Януковича же свергали без всякого импичмента, принятием окруженной вооруженными «активистами» Рады постановления о «самоустранении».
Юлия Владимировна выбрала не лучшее время для проталкивания идеи импичмента. Летом протестные настроения традиционно снижаются, а депутатский корпус Рады уже пребывает в предвкушении «работы на заграничных округах».
Да и голосов в парламенте для принятия соответствующего закона не набирается сугубо математически: в случае чего дружеское плечо Петру Алексеевичу традиционно подставят «пророссийский» «Оппозиционный блок», «радикалы» Ляшко (голосующие преимущественно на гонорарной основе) и ряд более мелких депутатских бизнес-групп.
К тому же пока не просматривается внятная альтернатива Порошенко, несмотря на катастрофический обвал его рейтингов. Рейтинги и антирейтинги большинства оппонентов вполне сравнимы с его собственными. Нельзя не согласиться с мнением авторитетного украинского политэксперта Андрея Золотарева:
«Сегодня президент потерял рейтинг, колоссально потерял рейтинг, но сохранил легитимность. Фокус-группы, которые проводят в разных регионах, показывают вот этот тоненький рейтинг, на котором держится легитимность Порошенко, поскольку боятся, перефразируя Стругацких, что вслед за серыми придут черные, что будет еще хуже, сменщики будут еще хуже».
С точки зрения декларируемого курса на евроинтеграцию для Порошенко принятие закона об импичменте должно быть делом чести. Но понятно, что на данный момент все действия Петра Алексеевича направлены исключительно на политическое самосохранение.
Посему его клиентела в парламенте и судебных инстанциях (в т. ч. загоняемый в «реформаторское стойло» Конституционный суд) будет всячески блокировать малейшие попытки принятия закона об импичменте.
На сегодняшний день для прихода к власти на Украине необходимо обладать силовой опорой и возможностью легитимизироваться в глазах Запада. И если ультрарадикальное крыло киевского режима (Аваков — Турчинов) располагает первым, то второе у них — под большим вопросом.
«Глобократия» еще не полностью выпотрошила Украину, потому покамест не заинтересована в дальнейшей дестабилизации «рошенизированной» страны. Примерно об этом говорит известный украинский политолог Руслан Бортник: «Конечно, западные политики испытывают огромное разочарование Петром Порошенко, но в то же время для них он свой человек. Сегодня Запад не имеет иной альтернативы в Украине, которая не привела бы к социально-политической дестабилизации и потере западных интересов. Скрипя зубами и зажимая нос, Запад будет поддерживать Порошенко. Поэтому подобных встреч [как встреча с Макроном] будет еще много: Запад продолжает использовать Украину в качестве инструмента противостояния с РФ, поэтому эти встречи продолжатся».
Действительно, едва ли кто-либо рискнет свергать Петра Алексеевича, «защищающего на международной арене Украину от российской агрессии».
Тем не менее вышеупомянутое радикальное крыло, а также примкнувшие к нему Тимошенко, львовский мэр Садовый и ряд мелких политпроектов (Тарута, Саакашвили) продолжат давить на Порошенко, рассчитывая выйти на досрочные парламентские выборы, которые, по задумке ратующих за перевыборы Рады, должны стать прологом к президентской избирательной кампании.
Получится ли, увидим уже осенью, когда будет дан старт новому политическому сезону.
Нет, в обозримой перспективе Петр Алексеевич не разделит судьбу отрешенного от власти в 2004 году «пророссийского» президента Литвы Роландаса Паксаса. Но после ухода с президентской должности Порошенко наверняка позавидует Паксасу, который отделался лишь утратой кресла и легким испугом.