Литва стала единственной страной в Европе, решившей бойкотировать празднование 70-летия Победы над фашизмом: на военном параде 9 мая в Москве не будет никаких официальных представителей Литовской республики. Это очень честное решение: тем самым Литва признала, что не имеет никакого отношения к Победе во Второй мировой войне.
Предыдущий подарок россиянам и всем прочим, кто собирается праздновать юбилей Великой Победы, литовское руководство сделало в конце прошлого года — тогда президент Литвы Даля Грибаускайте моментально и демонстративно отказалась приехать в Россию на празднование Дня Победы 9 мая.
Этим решением товарищ подполковник оказала неоценимую услугу Центру: настоящий враг России с радостью принял бы это приглашение, и как бы тогда принимающая сторона объяснила присутствие среди советских ветеранов на Красной площади главы государства, отрекшейся от собственного отца — красного партизана Поликарпа Грибаускаса, и провозглашающей вместо него героями боевиков националистического подполья — т.н. «лесных братьев»? Главы государства, добившейся перезахоронения с воинскими почестями лидера литовских коллаборационистов, предложивших гитлеровцам создавать на оккупированной территории Литвы еврейские гетто и организовавших зверский погром евреев в Каунасе?
Поэтому присутствие Грибаускайте на военном параде в Москве 9 мая было бы равнозначно присутствию на Красной площади в качестве почетных гостей ветеранов СС. Так что г-жа presidente только избавила российскую сторону от конфуза, отказавшись ехать на юбилей.
Теперь же ясно, что заслуженный работник органов советской госбезопасности и на этом не остановилась, решив, что Литва должна вовсе бойкотировать празднование 9 Мая, даже если она будет единственной такой страной в Европейском союзе.
«Мы ценим, понимаем значение окончания Второй мировой войны. Я возложу цветы у нас, в Литве. Мы празднуем окончание Второй мировой войны вместе с Европой 8 мая. Смотреть военный парад, во время которого пронесут и флаг оккупированного Крыма — я не считаю, что сейчас это нужно делать», — заявила Даля Грибаускайте. Таким образом, Литва, вероятно, станет единственной страной ЕС, которая не будет официально представлена на мероприятиях 9 мая даже на уровне посла — послы Латвии, Эстонии и США после литовского демарша специально еще раз подтвердили, что их страны будут представлены на военном параде в честь юбилея Победы над фашизмом.
Очередной выпад главы государства сразу же принялись дружно поддерживать прочие первые лица литовского истеблишмента. «Литве эта победа не принесла освобождения, а обусловила высылку 200 000 человек в Сибирь. Мы не считаем, что мы должны безоговорочно принять эту дату как однозначную победу. То, что пришло после этой победы, не для всех означало освобождение», — заявил глава литовского МИД Линас Линкявичюс. «Литва не участвовала во Второй мировой войне, мы поступаем правильно», — подчеркнул премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс.
Последнее заявление самое откровенное.
Литовские руководители открыто признали, что они чужие на этом празднике жизни — юбилее Победы над фашизмом: у современной Литвы оснований праздновать эту дату ненамного больше, чем у Германии.
Так что своим демаршем они подали пример всей остальной «серой зоне» Восточной Европы: странам-неудачникам Второй мировой войны, которые либо были с рекордной скоростью оккупированы нацистами, либо были сателлитами Гитлера. И никакую Победу над фашизмом вместе со странами антигитлеровской коалиции и даже со странами, где было сильное Движение Сопротивления, как свою отмечать не могут, потому что там робкие попытки сопротивления отступили на второй план перед фактами сотрудничества местных властей с гитлеровским режимом и соучастием в его преступлениях.
Так что литовские президент, премьер и глава МИД невольно послали сигнал Латвии, Эстонии, Болгарии, Румынии и многим другим «невинным жертвам двух тоталитарных режимов», что честность в исторических вопросах — лучшая политика.
Правда, теперь демарш литовского руководства ставит перед ним неудобные вопросы. Как реагировать на празднование 9 Мая внутри страны? Литва во Второй мировой, может, и не участвовала, зато литовцы участвовали точно, причем по обе стороны. И как сейчас государство, бойкотировавшее 9 Мая, будет реагировать на тех немногочисленных ветеранов, которые решат отметить свой заслуженный праздник победителей? Снова начнет устраивать полицейские облавы за георгиевскими ленточками? Может, запретит надевать на праздничные мероприятия советские ордена как запрещенную символику? Красное знамя Победы запретит абсолютно точно.
Конечно, всё это вызовет большой скандал. И не только в Литве, но и за рубежом (а «за рубежом» в данном случае означает далеко не только в России). Но Грибаускайте и её подчиненные давно доказали, что в своей несгибаемо бескомпромиссной позиции в отношении России им плевать на любые имиджевые потери Литвы и вообще на её интересы.
Задавшись целью добиться полной международной изоляции России, литовская дипломатия в своем радикализме добилась того, что в вопросе празднования 9 мая в Москве оказалась в международной изоляции сама.
Еще Владимир Ильич Ленин говорил фразу, которую Даля Поликарповна должна помнить по Вильнюсской школе КПСС, а Линас Линкявичюс — по литовскому комсомолу: «Если очень сильно завернуть вправо, то можно оказаться слева». Литовское руководство в своем стремлении продемонстрировать непримиримо антироссийскую позицию зашло так далеко, что уже ближайшие союзники по борьбе с Россией — послы Латвии, Эстонии и Соединенных Штатов — открещиваются, сторонятся и торопливо поясняют: «Нет, нет, мы ничего не бойкотируем, наши страны будут представлены, это только литовцы, это не общая инициатива, ЕС об этом не договаривался».
То есть литовская дипломатия очередным своим радикальным выпадом в очередной раз нанесла удар не по России, а по самой Литве.
Ситуация, за последние полтора года повторяющаяся с завидной регулярностью. Любой другой давно бы уже прекратил прыгать на граблях, которые всё бьют и бьют по лбу. Но у руководящих Литвой партийно-комсомольских кадров лбы крепкие, закаленные еще во времена коммунистической молодости. Эти лбы, в отличие от самой Литвы, ударов граблей вообще не замечают.