В Литве начались судебные слушания по делу о стрельбе у Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года. Суд запланирован как грандиозный показательный процесс по беспрецедентному делу. Президент Литвы Даля Грибаускайте, прокомментировавшая начало суда, заявила, что всех виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечности 13 января 1991 года настигнет возмездие. Учитывая, что в Литве законодательно запрещено оспаривать официальную версию событий у Вильнюсской телебашни, а инакомыслящие подвергаются уголовному преследованию, слова г-жи президента означают, что приговор обвиняемым по «делу 13 января» уже вынесен.
«Литве потребовались целых двадцать пять лет, чтобы дело о событиях тринадцатого января – крупнейшее в истории нашей страны – наконец было передано в суд. Надеемся, что теперь это будет проходить быстрее. Час справедливости приближается в любом случае. Каждого, совершившего преступление против человечности, где бы оно ни имело место – в Литве или Украине – должно постигнуть законное возмездие. Это наше обязательство перед всеми жертвами тринадцатого января», – заявила Даля Грибаускайте, выступая на торжественном мероприятии по случаю Дня защитников свободы в Сейме Литвы 13 января.
Такими мероприятиями и заявлениями весь литовский правящий класс во главе с г-жой президентом специально подчёркивает политический и даже идеологический характер начавшегося судебного процесса, если у кого-то ещё оставались в этом сомнения. Даля Грибаускайте в обращении насчёт судилища особенно напирала на параллели между литовскими событиями четвертьвековой давности и украинскими событиями позапрошлого года, словно намекая киевским союзникам, что они могли бы ещё раз поучиться у литовцев «демократии» и организовать аналогичное показательное действо по делу снайперов на Майдане.
«Мы ощущаем связь единства и с украинским народом, представителей которого мы видим и сегодня в этом зале. Точно так же и Литва в судьбоносные дни января ощущала мощную поддержку международной общественности, которую мы всегда будем вспоминать с большой благодарностью. Судя по своему опыту, я могу заверить людей Украины в том, что их борьба за свободу создания открытого, европейского государства увенчается победой», – заявила Грибаускайте. Казалось бы, где Украина и где вильнюсские события 1991 года? Но президент Литвы видит здесь несомненную связь, о которой сочла нужным напомнить.
Учитывая демонстративно политический характер процесса и законодательный запрет ставить под сомнение официальную версию событий у Вильнюсской телебашни (в Литве это подпадает под статью «отрицание фактов советской агрессии» и грозит уголовным преследованием – прецеденты уже есть), это означает, что приговор обвиняемым по «делу 13 января» уже вынесен.
Первый день судебного заседания такой вывод подтвердил. Из обвиняемых в зале суда находятся только двое – граждане России Геннадий Иванов и Юрий Мель, в январе 1991 года бывшие соответственно начальником службы ракетно-артиллерийского вооружения 107-й мотострелковой дивизии и старшим лейтенантом советской армии.
Остальных обвиняемых (всего их 65 человек) решено судить заочно. Среди этих заочно обвиняемых – министр обороны СССР в 1991 году Дмитрий Язов, а лидер «Саюдиса» и председатель Верховного Совета Литвы в 1991 году Витаутас Ландсбергис посетовал, что к судебным слушаниям даже в качестве свидетеля не привлечён экс-президент СССР Михаил Горбачёв.
Иными словами, литовское руководство надеется раздуть из «процесса века» большой международный скандал.
Что касается юридической стороны дела, то первый день слушаний показал, что с ней уже всё понятно. На заседание суда не явились трое назначенных государством защитников. Ещё одному адвокату стало плохо в зале суда. Всего адвокатов по «делу 13 января», к слову, шестьдесят.
«Дело 13 января» состоит из 709 томов: один только обвинительный акт насчитывает 13 томов. В деле насчитывается около 500 пострадавших и около тысячи свидетелей. Обвиняемыми по делу проходят несколько десятков бывших советских военнослужащих и высшие функционеры Коммунистической партии Литвы, остававшейся в 1991 году на платформе КПСС.
Среди этих функционеров нет главного: Первого секретаря ЦК КПЛ/КПСС Миколаса Бурокявичюса, который умер в возрасте 89 лет 20 января 2016 года – за несколько дней до начала исторического процесса. Напомним, что бывший Первый секретарь литовской Компартии был похищен в Минске литовскими спецслужбами и провёл следующие 12 лет в тюрьме, осуждённый как раз по «делу 13 января».
Теперь Бурокявичюс уже не расскажет суду, где 13 января 1991 года находилась учёный секретарь Вильнюсской школы КПСС Даля Грибаускайте и чью сторону баррикад она в те роковые дни занимала.
Впрочем, литовский суд никогда не стал бы такого спрашивать. Равным образом литовский суд не станет спрашивать у Ландсбергиса о том, как силовое крыло «Саюдиса» планировало оборону ключевых объектов столичной инфраструктуры, включая Вильнюсский центр, как именно действовали отряды самообороны и правда ли, что внутрь телецентра и на крыши окрестных домов были отправлены снайперы. Едва ли по этому вопросу будет допрошен и бывший зам Ландсбергиса, в 1991 году командир боевых отрядов «Саюдиса» Аудрюс Буткявичюс, утверждающий, что в толпу у телебашни стреляли его люди для компрометации противника.
«Ландсбергисты» во время своего последнего пребывания у власти в 2010 году законодательно запретили утверждать, что в убийстве людей 13 января 1991 года виновны не советские военные, а кто-то другой.
Поэтому по существу суд по «делу 13 января» не имеет смысла: в соответствии с литовским законодательством о «запрете отрицания фактов советской агрессии», по этому делу априори вынесен обвинительный приговор.
Начавшийся в Вильнюсе суд – это не суд, а демонстративно-показательный политический процесс. Смысл этого действа – укрепить идеологические основы Литовской Республики и подтвердить обоснованность антироссийского фундамента её внешней политики. Здесь всё один к одному: претензии к России и Белоруссии за то, что те не выдают Литве обвиняемых; граждане России как единственные обвиняемые, присутствующие в зале суда; обращение к украинским союзникам в связи с «делом 13 января».
Только если это дело так явно затрагивает интересы России и её граждан, то Россия недолго будет оставаться безучастной. В России не наложено табу на обсуждение январских событий 1991 года в Вильнюсе, в России активно обсуждаются все версии произошедшего у Вильнюсской телебашни, наконец, в России помнят, что 13 января 1991 года под стенами телебашни погиб советский военнослужащий Виктор Шатских.
Поэтому пока Россия лишь отстранённо наблюдает за начавшимся в Вильнюсе судилищем. Но Москва – заинтересованная сторона в этом деле. Поэтому она может вмешаться в процесс в любой момент.