В Прибалтике планомерно создается инфраструктура по ведению информационного противостояния России. Так, в Риге в этих целях за счет Северного совета министров планируется создать Центр журналистского мастерства, а в Вильнюсе — структуру, специализирующуюся на «исследовании СМИ». В свою очередь посольство США в Литве в этом месяце объявило о начале курсов для журналистов, направленных на противодействие «российской пропаганде». Американский сенатор Джон Маккейн, между тем, открыл в Латвии Центр стратегической коммуникации НАТО, который, по словам политика, «поможет распространить правду» вопреки российской «программе пропаганды и дезинформации». Как относятся к этому «западному вторжению» российские журналисты, портал RuBaltic.Ru узнал у президента редакции «Известия» Владимира МАМОНТОВА.
- Владимир Константинович, как Вы считаете, чем вызвана на Западе такая озабоченность работой СМИ в Прибалтике, если иметь в виду организацию центра стратегических коммуникаций НАТО, выделение госдепом США гранта в 500 тысяч долларов, а также создание в Риге Центра журналистского мастерства на деньги Северного совета министров? Как это следует расценивать, как информационную оборону или нападение?
- У меня короткое мнение на этот счет: объявлена война, в том числе и информационная, на которую выделяют огромные средства и не один грант. Под боком у России, в Риге, создается гнездо сопротивления. Если вспомнить, раньше было «Радио свобода», которое вещало и отравляло атмосферу в Советском союзе. Что касается НАТО — да, там организуются и журналистские центры, которые за приличные деньги производят то, что в Советское время глушили вышками. Сейчас, понятное дело, глушить никто не будет, но я не об этом, а о том, что это за продукция. Конечно, с точки зрения власти, это подрывная продукция.
- Интересно заметить, что НАТО — военный блок, а занялся информационной войной. К чему бы это?
- Что касается НАТО, то сейчас они получили колоссальный подарок в виде возможности качать деньги из своих государств.
Пока Россию выставляют «агрессором», говоря, что в любой момент она может напасть на Прибалтику, Польшу и т.д., НАТО будет качать деньги.
Они будут этим пользоваться, пока система не изживет себя. И доказывать, что никто ни на кого не собирается нападать — бесполезно, никто не откажется от прибыли. Это — первый уровень.
- А в чем заключается второй уровень?
- Второй уровень заключается в том, чтобы сделать с Россией то, что они сделали с Украиной, то есть наладить у нас внешнее управление. Сейчас в России есть самостоятельная российская власть, мы не будем говорить, хорошая она или плохая: важно, что она — российская. Эта самостоятельная российская власть является интерфейсом для взаимоотношений со всеми странами мира: с Европой, Америкой, Австралией, с островами Зеленого Мыса, с кем угодно. Многим это не нравится. Островам Зеленого Мыса все равно, они маленькие и далеко, а Европе это не сильно нравится, они бы хотели как-то договориться с Россией. Есть еще американские интересы, и это — самое главное. У Америки очень серьезные проблемы и при этом — грандиозные планы. Они бы не хотели отказываться от мирового господства. Их план подразумевает, что внешнее управление можно ввести и в России. Для этого нужно свергнуть достаточно самостоятельное российское правительство и руководить ресурсами самим через каких-нибудь марионеточных ставленников. Им интересны все ресурсы: людские, интеллектуальные, природные, а главным образом — минеральные, нефтяные, газовые и т.д. Далеко ходить не надо, вспомним 90-е. Вот в чем, собственно, опасность. А то, что происходит в Риге, в Прибалтике — это лишь маячок, что все именно так и происходит.
Кстати, можно говорить о борьбе с правящим режимом, но мы знаем, что у президента России 90-процентная поддержка, то есть все эти деятели борются с 90% россиян. Можно, конечно, надеяться, что это — не вечная поддержка, что бывали и другие времена, возможно они повторятся, но сегодня все не так. В данную минуту Запад борется не только против президента, но и против 90% россиян. Никак иначе мы это квалифицировать не можем. Поэтому ответные меры России будут базироваться на этом. Байки о свободе печати, о величайших человеческих ценностях не пройдут. Цену всей этой белиберде мы знаем из их политики двойных стандартов.
- Вы говорите о хорошо спланированной борьбе, но ведь в Прибалтике не так много русскоязычных журналистов, а имеющиеся считаются «рупором Кремля». Выходит, что и учить особо некого. Неужели прагматичные американцы просчитались?
- Да, русскоязычных журналистов не так уж много, но Прибалтика рядом. Те, кого у нас именуют «пятой колонной», за большие деньги замечательным образом смоются в Прибалтику. И оттуда будут прекрасно вещать.
- То есть, по большому счету, центры создаются для российской «пятой колонны»?
- Безусловно, откуда же в Прибалтике найдется нужное количество квалифицированных негодяев?! Они только из России могут переехать.
- Почему плацдармом выбрана именно Прибалтика?
- Конечно, уже есть какая-то база, Прибалтика недалеко от нас: сел на поезд и приехал. Существует общность, чтобы ни говорили, а какая-то общая культурная среда тоже имеется. И потом, в какой-нибудь экваториальной Гвинее глупо это делать.
Поэтому нужно было создать центр поближе к нам, чтобы диффузия происходила. Тем более, руководство Балтийских стран сейчас придерживается такой антироссийской политики, что им что ни предложи открыть — они с радостью примут и расцелуют.
Хочешь — танки завози, хочешь — ракеты, хочешь — вредоносные радиостанции… Хотя народ, я думаю, более здраво к этому относится.
- Как на это давление может ответить Россия, и ответит ли?
- Будет она отвечать, она уже отвечает. Начнем с того, что на нашей стороне защита наших собственных интересов. Которые мы — режим, правительство, президент, народ — оказывается, понимаем одинаково. В этом, несомненно, есть пропагандистская составляющая. Ну и что?! Даже если и есть, тем не менее, то, как мы сейчас принимаем позицию России в мире, как мы противостоим — говорит о нашем единстве. Ведь «Наше дело правое!». При всем при этом надо понимать, что у нас нет ненависти к Украине, в то время как там ненависть к русским нагнетается. Так что мы должны придерживаться намеченного плана. Раньше у нас не было инструментов, а сейчас есть: канал Russia today, сайты, работающие в Европе и даже в Америке, нам надо это развивать. Ведь есть люди, которые готовы слушать не только то, что им с утра до вечера вещают по официальным каналам, но и нас. Благо, это недалеко, и благо, что интернет работает, так что можно действовать. Важно, чтобы люди захотели это слушать и понимать. Как показывает практика, всегда находятся люди, готовые принимать альтернативные источники информации. Вся история Russia Today показывает, что раньше у них не было ни зрителей, ни поддержки, ни слушателей, а сейчас это — достаточно серьезный фактор проведения нашей политики на Западе.