Базирующиеся в Литве экспертные центры, ответственные за геополитическую переориентацию Республики Беларусь, стали активно лоббировать сближение Беларуси с Украиной. Признавая несопоставимость белорусской и украинской моделей развития, непримиримые идеологические противоречия двух стран и малоудачный опыт межгосударственных отношений, «челноки демократии» предлагают тактику малых шагов, которые всё же должны привести к вовлечению Беларуси в более глубокое взаимодействие с Украиной.
Последние 20 лет в Литовской Республике при непосредственном участии администрации президента и МИД Литвы формировалось белорусское экспертное сообщество в изгнании. Из Вильнюса целенаправленно создавали столицу белорусской оппозиции, из которой радикально оппозиционные националистические и прозападные политики и эксперты вещали на Беларусь. Много лет Литва конкурирует с Польшей за звание главного проводника интересов США, Евросоюза и Запада в целом на белорусском направлении.
Конкуренцию с Варшавой Вильнюс не выиграл, но в работе по Белоруссии преуспел. В литовской столице была создана мощная инфраструктура западного влияния на внутриполитические процессы в Республике Беларусь, публично проявляющая себя, в первую очередь, в экспертной сфере. В Вильнюсе действует главный ресурс подготовки националистических прозападных кадров – Европейский гуманитарный университет, «эмигрировавший» в 2004 году из Минска в Литву, возглавляемый гражданином США Дэвидом Полликом и финансируемый американскими, европейскими, польскими и прибалтийскими фондами, дающими гранты на поддержку «европейского выбора». А также напрямую из бюджета ЕС.
Выпускники ЕГУ (практически все – граждане Республики Беларусь) по окончании вуза часто получают работу там же, в Вильнюсе, трудоустраиваясь в работающие по Беларуси медиа и НПО: международные, местные литовские и белорусские в изгнании. Среди последних – Белорусский дом прав человека, Белорусский институт стратегических исследований, Независимый институт социально-экономических и политических исследований.
В совокупности эти структуры образуют мощную индустрию, стратегическая цель которой – демонтаж общественно-политического строя современной Беларуси с целью геополитической переориентации республики на США, НАТО и Евросоюз.
В рамках достижения этой цели литовская индустрия «европеизации» Беларуси получила от своих спонсоров и кураторов новую тактическую задачу – лоббировать политическое сближение Беларуси с Украиной.
Достаточно зайти на официальный сайт BISS (Белорусского института стратегических исследований), чтобы убедиться, что белорусско-украинские отношения являются одним из приоритетов этого экспертного центра. Эксперты BISS прогнозируют, что «в ближайшей перспективе Беларусь и Украина продолжат наращивать потенциал взаимовыгодных двусторонних отношений в политической, экономической и других сферах». На протяжении последних нескольких месяцев «двусторонние отношения оставались стратегически важными для обоих государств», в том числе потому, что отношения России и Беларуси, по мнению BISS, усложняются.
Особого внимания заслуживает опубликованный на сайте Белорусского института стратегических исследований аналитический доклад российского эксперта Андрея Скрибы «К стратегическому сотрудничеству Беларуси и Украины: выгоды и вызовы». Доклад призывает к политическому сближению двух стран, в том числе «сверху», на уровне руководства Беларуси и Украины. В связи с этим по отношению к белорусскому руководству доклад выдержан в неожиданно нейтральном для публикаций BISS ключе. Признавая белорусский режим авторитарным, автор тем не менее выделяет ряд преимуществ белорусской модели развития, фактически демонстрируя её превосходство над украинской.
Признаётся крайне низкий разрыв в доходах самых бедных и самых богатых граждан Беларуси, следовательно, низкий уровень социального расслоения, низкий уровень бедности, сильная социальная политика, работающие государственные институты, низкий уровень коррупции и эффективное перераспределение государственных доходов. Подчёркивается, что белорусская экономика традиционно демонстрировала высокие темпы роста, а в 2014 году ВВП Беларуси почти двукратно превысил уровень Белорусской ССР 1990 года. При этом не проводится связей между экономическими успехами страны и политической системой Беларуси (которая стандартно называется отсталой, авторитарной и не соответствующей западным демократическим стандартам), а также строительством Союзного государства с Россией и евразийской интеграцией (и то, и другое называется вынужденными мерами, на которые президент Александр Лукашенко вынужден был идти для сохранения своей власти).
В свою очередь, украинская модель развития не выдерживает никакой конкуренции с белорусской. Признаётся, что экономика страны стала заложником олигархической системы власти и зашкаливающей коррупции. На Украине не были созданы работающие институты, государство оказалось неэффективно и подчинено интересам олигархов. В результате в стране самая высокая в регионе коррупция и самая низкая в Европе средняя заработная плата.
Попытки для соблюдения баланса найти плюсы в украинской модели развития (политическая конкуренция, система сдержек и противовесов в украинской власти, «европейский выбор» во внешней политике) заведомо неубедительны с учётом того, к чему сегодня пришла Украина. Столь же неубедительны попытки акцентировать внимание на минусах в развитии Беларуси – понятно, что даже если белорусское общество признает, что в модели его развития есть минусы, то точно не за счёт обращения к украинскому опыту оно будет эти минусы исправлять.
Поэтому делается вывод, что кардинальное различие моделей развития двух исторически близких стран привело к малоудачным межгосударственным отношениям на протяжении 25 лет их независимости и не позволило сформироваться региональному альянсу Украины и Беларуси. Тем не менее в последние два года появились предпосылки для политического сближения Минска и Киева.
К таким предпосылкам относятся политика России по отношению к соседям на постсоветском пространстве, снятие санкций против Беларуси и общее потепление в отношениях Минска с Западом, а также изменение экономической конъюнктуры (падение цен на нефть и газ, которое «снизило возможности России оказывать экономическое и энергетическое давление на своих соседей», и создание зоны свободной торговли Украины с ЕС, которая «даёт шанс развитию белорусско-украинской торговой кооперации»).
То есть шанс на сближение Украины и Беларуси возникает как производная от отношений белорусского руководства с Россией и Евросоюзом. Европа сняла основную часть санкций против Беларуси и возобновила взаимодействие с официальным Минском, тогда как у России ослабли возможности влиять на официальный Минск, следовательно, у стратегического сотрудничества Украины и Беларуси есть будущее.
Вовлечение Минска в более тесные отношения с Киевом предлагается проводить следующими способами.
Во-первых, активизацией диалога «сверху» – со стороны политического руководства, чиновников и дипломатов двух стран. Для создания отсутствующей сейчас повестки белорусско-украинского диалога необходимо в качестве подготовительной стадии начинать с диалога на уровне экспертного сообщества.
Во-вторых, необходимо активизировать взаимодействие «снизу» – развивать производственную и бизнес-корпорацию, торгово-экономическое сотрудничество.
В-третьих, политическое сближение Украины и Беларуси должно происходить в рамках решения конкретных оперативных проблем межгосударственных отношений: региональной политики, миграционных, приграничных и тому подобных вопросов.
В-четвёртых, белорусско-украинское сотрудничество не должно быть направлено против какой-либо третьей страны. Очень важный пункт, в котором чувствуется уступка Беларуси, не желающей ссориться с Россией.
В-пятых, политическое сближение Беларуси и ЕС должно быть «максимально инклюзивным» и сопровождаться сближением Минска с другими соседями по региону, в том числе Польшей и Прибалтикой.
Таким образом, Беларусь предлагается вовлекать в более глубокое взаимодействие с Украиной методом малых шагов: не предлагая на первых этапах разговоров о «сдерживании России», «буферной зоне», «Междуморье» и в целом европейской геополитике и не подталкивая сразу Минск к конфликту с Москвой.
Однако конечные цели политического сближения Беларуси и Украины весьма прозрачно просматриваются, несмотря на всю светомаскировку словами про конструктив, прагматизм и ненаправленность против третьей страны. Например, мимоходом упоминается про военное сотрудничество Минска и Киева. Но как такое сотрудничество вообще возможно и как оно может не быть направлено против третьей страны, если Беларусь входит в ОДКБ и проводит военные учения с Россией, тогда как Украина готовится со следующего года перевести свою армию на стандарты НАТО, а в Киеве обсуждаются возможные форматы антироссийского военного союза Польши, Украины и Прибалтики?
Другой пример – привлечение к белорусско-украинскому сотрудничеству восточноевропейских стран ЕС, в том числе для реализации столь любимой белорусской дипломатией концепции «интеграции интеграций». Но для «интеграции интеграций» нужно хотя бы, чтобы ЕС и особенно восточноевропейские страны ЕС признали евразийскую интеграцию, тогда как Брюссель по сей день отказывается признавать субъектность ЕАЭС и взаимодействовать с его институтами, а Литва вовсе занимается демонизацией евразийской интеграции в Евросоюзе, называя её «неоимперской агрессией Путина».
Очень сомнительно обращение к региональным и макрорегиональным проектам, совместное сотрудничество по которым Украины, Беларуси, Польши и Прибалтики поможет снизить напряжение в Восточном регионе. Здесь достаточно просто напомнить «крестовый поход», объявленный Вильнюсом против Белорусской АЭС, блокирование Польшей строительства второй ветки «Северного потока» и бесповоротное выпадение Украины из проекта Экономического пояса Шёлкового пути после Майдана и порождённого им кризиса государственности.
Так что стратегическое сотрудничество Беларуси, Украины, Польши и Прибалтики может быть только геополитическим, направленным против России и выполняющим функцию разделения Европы на Россию и ЕС.
Именно к этому ведёт дело Белорусский институт стратегических исследований и другие литовские центры, специализирующиеся на «экспорте демократии» в «последнюю диктатуру Европы». Достаточно вспомнить, на чьи деньги BISS выпускает свою аналитику о сближении Украины и Беларуси и где этот институт находится. Деятельность BISS финансируют Национальный фонд демократии, Национальный демократический институт, Международный республиканский институт – словом, крупнейшие специализирующиеся на американской внешней политике организации при Демократической и Республиканской партиях США.
А расположен BISS в Вильнюсе – городе, который литовские власти сознательно превратили в штаб-квартиру радикальной белорусской оппозиции, хотя это оппозиция не только прозападная, но и националистическая. А белорусский национализм предполагает ненависть к литовцам и территориальные претензии к Литве: согласно националистической мифологии, литовцы присвоили себе подлинное самоназвание белорусов, их государственность (Великое княжество Литовское) и столицу. Если в Беларуси придут к власти националисты, то они потребуют от Литвы отдать им Вильнюс и не называть себя впредь литовцами.
Но литовским правым на всё это наплевать. Они готовы поддерживать хоть дьявола, хоть «змагаров», не задумываясь о последствиях этой поддержки для своей страны и народа, когда есть приказ из-за океана: любым способом добиться распада Союзного государства России и Беларуси, демонтажа белорусской политической системы и переориентации Минска на США, НАТО и Евросоюз.
Кому-то ещё не понятно, кто стоит за лоббированием политического сближения Беларуси с Украиной?