×
Политика Политика

Рецессия в Эстонии: почему нездоровится «балтийскому тигру»?

Источник изображения: http://ec.europa.eu

Департамент статистики Эстонии сообщает, что ВВП страны в первом квартале этого года сократился на 1,9% по сравнению с первым кварталом прошлого года. Экономисты связывают эстонскую рецессию с неблагоприятной внешней конъюнктурой и предлагают правительству Эстонии скорректировать экономическую политику для сокращения зависимости от зарубежных партнёров.

Наибольшее влияние на падение эстонского ВВП оказали такие сферы национальной экономики, как транспорт, сфера недвижимости и энергетика, в том числе - замедление либо снижение добавленной стоимости в этих отраслях. Негативная динамика в эстонской экономике наблюдается впервые за последние четыре года – в последний раз снижение ВВП было зафиксировано в первом квартале 2010 года, и с тех пор считалось, что эстонская экономика ударными темпами преодолевает последствия экономического кризиса.

Однако нынешний спад, так же как кризис 2008-2009 годов, показывает, что экономика Эстонии чрезмерно уязвима и подвержена колебаниям внешней конъюнктуры – негативные тенденции у основных стран - экономических партнёров страны неизбежно оказывают негативное влияние на динамику эстонского ВВП.

«Эстонская экономика – это экономика, ориентированная на экспорт. Как правило, рецессионные процессы в таких экспортно-ориентированных странах, как Эстония, связаны с рецессией в тех странах, куда экспортируется их продукция. Раньше для эстонской экономики это не было так очевидно, потому что несколько раз повторялась такая ситуация, что если чуть-чуть похуже обстоят дела у европейских партнёров, то чуть-чуть получше они в российской экономике. Однако сейчас и там, и там наблюдаются рецессионные процессы, поэтому страдают такие страны-экспортёры, как Эстония, поставляющая свою продукцию и в Россию, и на Запад», - заявил RuBaltic.Ru ректор Таллинского Института экономики и управления ECOMEN, доктор экономики Ханон Барабанер.

«На эстонской ситуации, безусловно, сказывается сокращение торгово-экономических связей с Финляндией, с Россией, сохраняющаяся общая финансово-экономическая нестабильность в Европейском союзе. Я бы сказал, что это не столько реальный процесс ухудшения ситуации в области транзита и транспорта, сколько ожидание негативных процессов, запланированных на последующие периоды», - считает профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель магистерской программы «Исследования балтийских и северных стран» Николай Межевич. «Речь идет, конечно же, о корректировке объёмов торгово-экономических связей между Евросоюзом и Россией, которые, как известно, проходят через Эстонскую республику», - заявил Николай Межевич RuBaltic.Ru.

Соответственно, в первую очередь спад затрагивает связанные с экспортом и транзитом отрасли эстонской экономики: электронное оборудование, металлоизделия, услуги транспортного обслуживания, энергетика. Традиционно для периода рецессии замирает строительная отрасль.

Может ли правительство Эстонии предотвратить впредь угрозу рецессии, снизив зависимость национальной экономики от внешней экономической конъюнктуры? Может, считают эксперты, причём как в оперативном (корректировка макроэкономической политики), так и в стратегическом (структурные реформы) плане.

«Существует несколько классических моделей стимулирования роста. Что можно было бы сделать в реалиях Эстонской республики, так это несколько увеличить государственный долг, потому что из трёх балтийских государств у Эстонии самый низкий государственный долг и в относительных, и в абсолютных цифрах. Эстонские экономисты уже советовали Банку Эстонии выходить из этого предкризисного положения через аккуратные внешние заимствования. Кроме того, высказывания некоторых эстонских политиков о закупке тех или иных систем вооружения: даже если речь идёт о нескольких десятках единиц колёсной техники или зенитно-ракетных комплексов, для эстонской экономики это большие деньги. Это Германия может даже не заметить увеличения отчислений в военный бюджет по рекомендациям НАТО, а Эстония могла бы на этом ощутимо сэкономить», - считает Николай Межевич.

«Целенаправленная борьба с внешней зависимостью, как правило, сводится к изменению структуры экономики. В этом смысле, на мой взгляд, должно быть стратегическое планирование и стратегическое управление экономическими процессами. Сейчас это эстонским правительством выполняется недостаточно. О том, что необходимо изменение структуры экономики, в первую очередь, промышленного сектора, речь идёт давно, но, грубо говоря, «пока никто не сдох», практических мер никаких не предпринималось», - говорит Ханон Барабанер.

Пока правительство Эстонии в самом деле не анонсирует никаких государственных мер по предотвращению в стране рецессии и, тем более, по реструктуризации экономики для сокращения её зависимости от внешней конъюнктуры.

В данной момент его стратегия заключается в том, чтобы, образно выражаясь, ждать у Балтийского моря погоды – то есть улучшения экономической ситуации в Финляндии, России и у других зарубежных партнёров.

Что оно и делает. И в результате такой политики экономического невмешательства эстонская рецессия, по оценкам экспертов, продлится ещё несколько кварталов. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров