Список политических невъездных в Литву стал длиннее еще на две фамилии, причем на этот раз — за счет граждан Евросоюза. Персонами нон грата на этот раз стали эксперт Латвийского комитета по правам человека Александр Кузьмин и активист Латвийского антифашистского комитета Иосиф Корен. Оба правозащитника находились в Клайпеде, куда прибыли для участия в международной конференции «Этнонационализм — угроза безопасности и стабильности в мире». Подробностями инцидента портал RuBaltic.Ru поинтересовался у Александра КУЗЬМИНА:
- Г-н Кузьмин, как Вы узнали, что Вам запрещено находиться в Литве?
- Я должен был быть одним из ведущих международной конференции по этнонационализму, проходившей 25–26 августа. 24 августа я на автобусе приехал из Риги в Клайпеду. По дороге, что иногда бывает, меня останавливали литовские пограничники. Проверяли наш автобус, документы. Когда я уже приехал в город, на выходе с автовокзала пограничники остановили снова. Опять попросили показать документы, багаж. Переговорили между собой и сообщили, что в отношении меня принято решение о запрете въезда в Литву на пять лет. Сказали, что я должен немедленно покинуть литовскую территорию. Вручили мне извещение об этом решении на литовском языке, устно перевели его на русский. В тот же вечер я уехал. Сейчас при помощи литовских организаторов собираюсь писать требование, чтобы мне прислали само решение, а не только извещение о запрете.
- Какие аргументы приводили пограничники?
- Аргументов они не излагали. Сослались на статью закона о пребывании мигрантов в стране.
Данная статья, как мне объяснили организаторы конференции в Литве, говорит об угрозах для национальной безопасности.
- Не объяснили, каким образом Вы угрожаете безопасности литовского государства?
- Нет, не объяснили. Хочу сказать, что ничего незаконного в Литве я не делал, также как и в Латвии. Никаких судимостей у меня нет.
- У Вас есть предположение, что могло подтолкнуть власти Литвы на такой шаг? Чем Вы могли их раздражить и напугать?
- У меня и моей организации «Латвийский комитет по правам человека» — критическое отношение к латвийским и литовским властям, поскольку их политика по отношению к национальным меньшинствам приводит к нарушению их прав. Происходит системное выдавливание использования русского, а заодно и польского языка из школ нацменьшинств. Не позволяется подавать заявления в государственные учреждения на языках нацменьшинств и получать ответы на них и т.д. Это и могло быть причиной случившегося.
- Испытывали ли раньше Вы или Ваши коллеги подобные препоны в работе?
- Да, раньше некоторых активистов из Эстонии не пускали в Латвию. Из Литвы не пускали в Латвию правозащитника и активиста Социалистического фронта Литвы Карлиса Биланса. Активистов из Латвии также не пускали в Эстонию. А вот чтобы из Латвии не пускали в Литву — это, наверное, впервые.
Я — гражданин Евросоюза, так как являюсь гражданином Латвии. Для запрета на въезд гражданину ЕС должны быть более веские основания, чем гражданину третьих стран.
Гражданам стран, не входящим в Евросоюз, тоже нередко запрещают въезд в Прибалтику. В Литву, например, запрещали въезд историку Александру Дюкову, он гражданин России.
- Что будете делать в дальнейшем? Думаете, удастся добиться снятия запрета на въезд в Литву?
- Планирую получить текст решения, а не только сообщение о факте запрета, и обжаловать его в литовском административном суде. Я гражданин ЕС, и оснований для запрета на въезд у них никаких нет.
- Как Вы вообще расцениваете то, что Литва отказала Вам во въезде и сочла Вас опасным?
- Это общая политика прибалтийских стран по отношению к активистам нацменьшинств, которые выступают за равноправие в языковой политике, а если речь идет о Латвии и Эстонии, то — в вопросах гражданства. Вместе со мной запретили въезд и Иосифу Корену, руководителю Латвийского антифашистского комитета. Он — активист еврейского меньшинства, борется с антисемитизмом. Ему вручили такое же извещение со ссылкой на статью, касающуюся национальной безопасности, подробных объяснений не давали.