×
Политика Политика

Обреченные быть с Россией: «минский диалог» о внешней политике Беларуси

Источник изображения: euroradio.fm

У Беларуси нет другой альтернативы, кроме как развиваться в тесных объятьях с Россией, констатировали эксперты международной конференции «Минский диалог». Для организаторов и многих участников конференции этот вывод был безрадостным: тесную взаимосвязь с Россией они считают угрозой, а идеал белорусской внешней политики видят в доктрине нейтральной Беларуси.

Экспертная инициатива «Минский диалог» была создана два с половиной года назад в рамках проекта минской переговорной площадки. Проект предполагал превращение белорусской столицы в место, где будут урегулироваться международные конфликты и достигаться компромиссы по наиболее острым вопросам международных отношений.

Белорусская дипломатия, по мысли лоббистов минской переговорной площадки, должна быть медиатором и посредником между участниками конфликтов, не выступая на чьей-либо стороне. Посредничество в урегулировании споров предполагает нейтральность; соответственно, Беларусь должна стать нейтральной страной. «Славянской Швейцарией».

Доктрина внешнеполитического суверенитета Беларуси оппонирует союзу с Россией и углублению интеграции республики в ЕАЭС и ОДКБ — ее суть заключается в постепенном отмежевании Минска от Москвы и отказе называть себя на международной арене союзником России ради выполнения функции регионального «донора безопасности».

Сторонники белорусского нейтралитета не устают повторять, что излишнее сближение с Россией несет угрозу для белорусов. Об этом говорит и директор «Минского диалога» Евгений Прейгерман.

«Несмотря на тесное сотрудничество с Россией, для маленькой страны, находящейся в очевидной сфере интересов большого государства, которое при этом исторически привыкло рассматривать эту территорию как часть своей, полет “на одном крыле” может сначала привести к ограничению суверенитета, а потом, возможно, и к его потере», — сказал Прейгерман в ходе последней международной конференции.

По мнению директора «Минского диалога», для ослабления зависимости Беларуси от России Минску необходимо сотрудничать с Китаем и нормализовать отношения со странами Евросоюза и с США. Эксперт утверждает, что позитивная динамика в Беларуси возникает лишь тогда, когда происходит сближение с Евросоюзом и Соединенными Штатами: «Реальные изменения могут происходить только через максимизацию различных коммуникационных каналов сотрудничества с Западом».

Здесь нужно отметить, что финансирование «Минского диалога» идет из США и Евросоюза: организаторы минской переговорной площадки озвучивают тезисы, которые формулируют им иностранные спонсоры, и продвигают их при поддержке части прозападно настроенной политико-административной элиты.

Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей принял участие в последнем «Минском диалоге», хорошо отозвался о его организаторах, сказав, что белорусскому государству необходимо поддерживать такие нейтральные аналитические площадки.

«Находясь на стыке Евразийского экономического союза и Европейского союза, Беларусь выступает за формирование устойчивых механизмов диалога между этими двумя интеграционными объединениями», — заявил Макей на организованной Прейгерманом конференции.

Владимир Макей и Евгений ПрейгерманВладимир Макей и Евгений Прейгерман

Министр не уточнил, что Беларусь не просто находится на стыке, а входит в один из союзов — Евразийский экономический. Из его выступления непосвященный слушатель мог сделать вывод, что Беларусь уже нейтральна и не вовлечена в систему интеграционных проектов на востоке. Не входит ни в ЕАЭС, ни в Союзное государство, ни в ОДКБ.

«Нас не раз подталкивали к тому, чтобы мы совершили геополитический выбор, и с востока, и с запада. Белорусские интересы не замыкаются на каком-то одном направлении, а наша внешняя политика — не пресловутая попытка усидеть на двух стульях. Суть ее заключается в планомерной выработке внутренних и внешних условий для построения множественности геополитических опор», — утверждает Макей.

Слова главы белорусского МИД расходятся со словами президента Республики Беларусь, ведь Александр Лукашенко неоднократно с раздражением говорил, что Беларуси не надо определяться с геополитическим выбором, потому что белорусы с ним давно определились, выбрав братский русский народ.

На общенациональном референдуме 1995 года 88% белорусских избирателей высказались за союз с Россией. Пророссийские настроения доминируют среди белорусов — об этом говорили и участники «Минского диалога».

«В 1996 году я встречался с одним трудовым коллективом в Минске. Мне не просто задавали вопрос: “Когда мы воссоединимся с Россией?” — а выдвигали требование. Думаю, это тогда было в массовом сознании. Выдвини тогда этот вопрос на референдум, подавляющее большинство населения высказалось бы за союз», — заявил на конференции министр иностранных дел Беларуси в 1994–1997 годах Владимир Сенько. За 20 лет в белорусском народе мало что поменялось.

Петр Кравченко и Владимир МакейПетр Кравченко и Владимир Макей

«Когда часто говорят, была ли альтернатива для евразийской интеграции Беларуси, я могу сказать: теоретически, да. Я помню, что выкладки Гарвардского института экономики давали нам отличные стартовые шансы, они ставили нас на уровень Чехии, — говорит другой экс-глава белорусского МИД Петр Кравченко. — Но мы обречены быть вместе с Россией. Благодаря товарищу Сталину, который сделал из нас сборочный цех, в 90‑е годы Беларусь могла без союзной кооперации выпускать конечной продукции только 10%. Украина — 15%. Россия без нас двоих — 40%. Это экономика сиамских близнецов, вернее, сиамских тройняшек».

Обречены быть с Россией — это главный вывод из 25 лет белорусской внешней политики и главный вывод посвященного этому четвертьвековому юбилею «Минского диалога».

Кто-то принимает этот вывод радостно, кто-то — обреченно. Но объективный взгляд на вещи делает этот вывод неизбежным. Беларусь обречена быть с Россией, потому что без союза с Россией нежизнеспособна белорусская экономика, во-первых, и потому что за Россию белорусский народ, во-вторых.

Все разговоры о внешнеполитическом нейтралитете Беларуси в силу двух этих простых и очевидных фактов — пустое сотрясание воздуха, и ничего более. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров