Россия может начать возвращаться в Европу. Ряд политиков западных стран подают своим коллегам сигналы о необходимости нормализации отношений с Москвой. Активно ведутся переговоры о создании антитеррористической коалиции с российским участием. В то же самое время «прибалтийские ястребы» продолжают выступать против любых попыток диалога Брюсселя с Кремлем, понимая, что в случае потепления отношений роль их стран будет существенно пересмотрена.
После трагических событий в Париже французский президент Франсуа Олланд выступил за более тесную координацию европейских стран с Россией в области безопасности. «Широкая коалиция с Россией и США нанесет решающий удар по ИГ», заявил лидер Франции, сообщив, что в ближайшее время посетит Вашингтон и Москву, чтобы обсудить с Бараком Обамой и Владимиром Путиным варианты взаимодействия для скорейшей победы над террористической организацией «Исламское государство» (ИГ; организация признана в России экстремистской и запрещена). О потенциальной готовности объединить свои усилия в борьбе против террористической гидры с Москвой заявили и в Вашингтоне. «Если Россия готова изменить свою стратегию, готова к тому, чтобы сосредоточить свои усилия на ИГ и на соответствующей работе с международным сообществом, то мы приветствуем их участие в нашей коалиции», сообщил представитель Белого дома Джош Эрнест.
Помимо разговоров о координации усилий с Россией на антитеррористическом фронте, все чаще среди европейских элит звучит мнение о необходимости восстановления дипломатических отношений и недопустимости экономической изоляции Москвы. И если раньше об этом говорили представители достаточно радикального лагеря, вроде Сары Вагенкнехт- сопредседателя фракции «левых» в Бундестаге Германии или лидера французского «Национального фронта» Марин Ле Пен, то сегодня к дружбе с Россией призывают вполне системные политики. Так, например, за пересмотр отношений с Москвой выступил член правящего Христианско-демократического союза Ангелы Меркель, бывший министр по вопросам интеграции Армин Лашет, отметив, что различные формы правления могут быть приемлемы, если они «сделают мир спокойнее».
Подобные идеи, однако, не возымели поддержки в регионе Балтийского моря. Реагируя на сигналы европейских столиц о возможном потеплении отношений с Москвой, прибалтийские республики начали активнее раскалывать Европу, в очередной раз выдавая обильную порцию антироссийских заявлений и отказываясь участвовать в какой-либо коалиции с «таким агрессором». «Нет террористов лучше и хуже», — высказал свою оценку инициативе ведущих держав наладить сотрудничество с Россией для борьбы против ИГ глава литовского МИД Линас Линкявичюс.
Действия Латвии, Эстонии и Литвы, «звездным часом» которых как раз и стал кризис российско-европейских отношений, вполне понятны. В случае возвращения Москвы и Брюсселя к конструктивную диалогу роль этих республик в европейском политическом пространстве будет существенно пересмотрена.
При смене «риторики войны» на прагматичные разговоры о сотрудничестве и кооперации голоса прибалтийских политиков будут смещаться на периферию, а сами «ястребы Прибалтики» станут для Брюсселя теми маргиналами, с которыми уважающий себя политик считает неприличным здороваться за руку.
Разумные голоса, конечно, звучат и в самой Прибалтике. «Сейчас не время для традиционной для наших стран критикующей Россию риторики. Раньше подобная риторика создавала проблемы для экспорта шпротов и йогуртов, для туристической отрасли или для перевалки угля. Но сейчас речь идет о безопасности всего континента. В этот по сути своей исторический момент нельзя допускать исторических ошибок. Балтия в целом и Латвия в частности должны быть вместе со всеми в борьбе с главным вызовом нашей цивилизации — с терроризмом. Мы должны быть частью широкой коалиции от Франции и США до России. Тем более нельзя поддаваться на провокации из серии «лучше с ИГИЛом, чем с Россией». Латвия должна быть с теми, кто борется против абсолютного зла», — написал мэр Риги, лидер оппозиционной партии «Согласие» Нил Ушаков у себя в Фейсбуке. Однако «ястребы», определяющие сегодня внешнюю политику Латвии, Эстонии и Литвы, остаются глухи к подобным речам.
Свежую «надежду» прибалтийским мечтателям любой ценой не допустить становление антитеррористической коалиции с участием Москвы дал инцидент со сбитым Анкарой российским самолетом Су-24, выполнявшим боевое задание в районе турецко-сирийской границы. Однако на этот раз старшие партнеры стран Прибалтики незамедлительно выступили с призывами не обострять ситуацию и сохранить хрупкий мир. «Я призываю к спокойствию и деэскалации», — заявил по итогам экстренного заседания Совета НАТО генсек Североатлантического Альянса Йенс Столтенберг. «Необходимо избегать эскалации напряжения после инцидента с российским самолетом Су-24», отреагировала на случившееся глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини, подавая очередной сигнал о значимости участия Москвы в единой коалиции западных стран против ИГ.
В настоящее время, хоть и не без проблем, но продолжает развиваться Минский процесс. Да и, в конечном итоге, у каждого кризиса международных отношений есть свойство заканчиваться. К сожалению, правящие элиты Латвии, Литвы и Эстонии не хотят это понимать, и, когда ЕС будет готов отказаться от политики санкций в отношении России, прибалтийские политики, по всей видимости, в очередной раз встанут в позу. Тогда уже сами прибалты окажутся в меньшинстве и станут объектом неодобрительных взглядов европейских держав. Тут-то «ястребам прибалтийских столиц» и припомнят их отказ от участия в антитеррористической коалиции.