В Литве разгорается скандал вокруг закупки Министерством обороны немецких бронетранспортеров Boxer на сумму 460 млн евро. Несмотря на то, что конкурс, в котором участвуют 12 зарубежных производителей военной техники, ещё не закончен, местное информационное поле уже сотрясается громкими заявлениями и обвинениями.
Впервые Литва обратилась к Германии по поводу возможности закупки немецких современных машин еще в феврале этого года. На тот момент газета Welt am Sonntag сообщала, со ссылкой на военный источник, об отказе правительства Германии рассматривать вопрос поставки современных вооружений Вильнюсу. Объяснялось это необходимостью удовлетворения немцами в первую очередь собственных потребностей.
Как только немецкие власти озвучили решение, в дело вступили лоббисты немецкого военно-промышленного комплекса, чьи военные эксперты незамедлительно принялись его критиковать. Так, по мнению социал-демократа Райнера Арнольда, необходимо делать все, кроме отправки наземных войск для укрепления «потенциала партнеров по НАТО в странах Балтии». Представитель Христианско-социалистического союза Флорин Хан в свою очередь заявил о том, что необходимо поддерживать страны Балтии «настолько, насколько возможно идти навстречу их намерениям обзавестись бронетранспортерами Boxer с учетом возрастающей угрозы со стороны России».
Все эти выступления звучали в унисон с заявлением заместителя командующего Объединенными силами НАТО в Европе генерала Эдриана Брэдшоу, обвинившего в ходе своего выступления в лондонском Королевском институте оборонных исследований Россию в том, что она представляет «экзистенциальную опасность» для территорий стран-членов Альянса, «которые Москва может попытаться захватить».
В довершение ко всему в феврале этого года Североатлантический альянс принял решение об укреплении своих восточных границ, создании сил быстрого реагирования, а также развертывании новых командных пунктов, в том числе в Литве, Латвии и Эстонии.
Что оставалось немецким властям в данной ситуации? Власти Германии были вынуждены опровергать сообщения СМИ о якобы отказе продавать Литве оружие для защиты от российской угрозы. Бундесвер сделал заявление о том, что «эти сообщения не соответствуют действительности», а официальный представитель правительства Штеффен Зайберт подчеркнул, что «Германия придает большое значение укреплению и развитию армий своих партнеров по НАТО, и поддержка всех партнеров по альянсу — нечто само собой разумеющееся». Литва же заявила о том, что еще не направляла официального обращения Германии.
В апреле этого года в Вильнюсе министр обороны Германии Урсула фон дер Лайен провела переговоры с президентом Литвы Д.Грибаускайте и главой оборонного ведомства Ю.Олекасом. Обсуждались вопросы региональной безопасности, участия Германии в организуемых Литвой международных военных учениях «Железный волк», создания интеграционной единицы сил НАТО, а также закупок вооружений. Помимо закупки современных бронетранспортеров Boxer, речь шла и о поставках Бундесвером 12 самоходных бронированных гаубиц PzH 2000 на сумму 15 млн евро.
Сама идея закупки немецких бронетранспортеров была воспринята литовским военным экспертным сообществом неоднозначно. В Литве развернулась целая дискуссия, в которую было втянуто высшее военное руководство страны, а также политики. Главком вооруженных сил Литвы генерал-лейтенант В.Жукас лично провел испытания на полигоне в Пабраде, по итогам которых высоко оценил тактико-технические характеристики немецкого бронетранспортера. Новенькую, как с иголочки, модель даже выставили для всеобщего обозрения в двух шагах от центральной исторической части города.
Такая незатейливая реклама министерства обороны выглядела по меньшей мере странно на фоне заявлений литовских властей о беспристрастном «конкурсе», так как ущемляла интересы других поставщиков аналогичного вооружения.
Вместе с тем ряд военных экспертов усомнился в эффективности использования немецкого бронетранспортера в городской черте. По мнению представителя ассоциации International Security Cluster А. Нависа, приобретение подобной техники не является задачей первостепенной важности, поскольку Boxer не предназначен для использования в условиях города, а это «было бы основным полем боя, если бы на Литву напали с Востока». Как подчеркнул эксперт, Литва в связи с отсутствием навыков у регулярной армии сегодня особенно нуждается в пеших мобильных патрульных группах, подготовленных к условиям ведения уличных боев, а не для противодействия вражеской бронетехнике (для этого необходимо закупать противотанковые ракеты и т.д.).
В дискуссию активно включился и бывший главнокомандующий вооруженными силами Литвы, генерал-лейтенант Валдас Туткус, который в знак протеста против осуществляемого литовскими властями открытого «конкурса» покинул возглавляемую им литовскую ассоциацию оборонной промышленности. В открытом письме властям и обществу бывший военачальник заявил о том, что уже год назад было известно о политическом выборе Литвы в пользу немецкой военной техники, а направленные запросы литовских властей другим производителям были только «для отвода глаз». В письме В.Туткус также поднял вопрос экономической целесообразности немецкого контракта (техника на 35% дороже предлагаемых другими участниками аналогов) и дороговизны в обслуживании (Boxer стоит на вооружении только в армии Германии и в Нидерландах, что требует развертывания полной ремонтной базы в случае использования этой техники в заграничных международных операциях). В этой связи бывший главком поставил под сомнение ранее озвученные цифры, посчитав, что государству никак не уложиться в 500 млн евро. Бывший руководитель ассоциации оборонной промышленности также выступил за то, чтобы обслуживание этой техники осуществлялось местными промышленными предприятиями, но не нашел поддержки у литовских властей, которые заняли сторону немецкого производителя ARTEC, предложившего литовским промышленникам взять на себя лишь второразрядную услугу по обслуживанию (смена колес, покраска и т.д.).
Откровения В.Туткуса о политической природе конкурса и заранее принятом руководством Литвы решении вызвали недовольство в Сейме и министерстве обороны. Так, по итогам заседания парламентского комитета по национальной обороне и безопасности, его глава А.Паулаускас опроверг слова бывшего главкома о непрозрачности идущего конкурса, обвинив его во лжи. Как подчеркнул политик, сейчас идет анализ предложений, где последнее слово — за экспертами. Солидарен со своим коллегой был и глава оборонного ведомства Ю.Олекас, заявивший о том, что ему не известен окончательный победитель, выразив при этом надежду на то, что литовская ассоциация оборонной промышленности даст оценку высказываниям В.Туткуса.
Окончательное решение о покупке и поставщике военной техники будет принято Государственным советом по обороне в октябре.
Литва в последнее время резко наращивает оборонные расходы. По данным доклада стокгольмского Международного института исследований проблем мира (SIPRI), в минувшем году страна увеличила военный бюджет на 50%.
О том, что расходы на оборону будут только увеличиваться, свидетельствует и заявление Д.Грибаускайте, сделанное в ходе приуроченного к открытию натовского штабного центра в Вильнюсе визита генерального секретаря Й.Столтенберга, о планах государства довести к 2018 г. расходы на оборону до 2% от ВВП, что на два года раньше запланированного графика.
Весной прошлого года глава Литвы уже озвучивала договоренность с польским правительством о поставке 10 переносных зенитно-ракетных комплексов «Гром Е2» (ПЗРК) и нескольких десятков ракет на общую сумму 37 млн евро.
Польский комплекс сделан на базе российских ПЗРК «Стрела» и «Игла». В конце 1990-х – начале 2000-х гг. Россия сотрудничала с Польшей в области разработки и освоения производства отдельных узлов ПЗРК, поставляя российские комплектующие изделия и материалы для производства «Гром Е2» в рамках обязательства Варшавы использовать российские изделия только для «потребностей Минобороны Польши, не реэкспортировать комплексы, а также не передавать их третьей стороне без письменного согласия России». Как показали дальнейшие события, партия польских ПЗРК была захвачена российскими военными в ходе отражения военной агрессии Грузии против Южной Осетии в 2008 г. Позднее Министерство иностранных дел Польши признало факт продажи Тбилиси в 2007 г. тридцати ПЗРК «Гром Е2» и 100 ракет к ним, которые активно использовались вооруженными силами Грузии в ходе военного конфликта. ПЗРК также «засветился» в прошлом году на Украине при аресте группы российских журналистов LifeNews, освещавшей ситуацию на юго-востоке страны.
Сегодня в условиях резкого падения доходов бюджета (из-за 50% падения темпов роста ВВП по сравнению с 2014 г.), ухудшающейся социально-экономической ситуации (потеря основных экспортных рынков), начала популистской предвыборной парламентской кампании (повышение с июня 2016 г. размера минимальной месячной зарплаты до 437 евро потребует ежегодно дополнительно из бюджета 250 млн евро), что еще больше увеличит нагрузку на бюджет (на бизнес и население через ввод новых налогов на транспорт и недвижимость), Литва тратит колоссальные средства на борьбу с «российской агрессией». Полмиллиарда евро, в случае их направления на социальные пособия, а не на покупку 10 немецких Boxer, смогли бы изменить в лучшую сторону картину уровня жизни населения Литвы, где каждый четвертый житель, по данным Департамента статистики, оказался сегодня за чертой бедности (690 тыс. чел.). Все это не прибавляет популярности правящим элитам в глазах электората.