После появления центров «натовского мастерства» в Вильнюсе и Таллине логичным шагом стало открытие информационного хаба в Риге. Новая структура поможет в информационной войне против восточного соседа.
21 августа в Риге с большой помпой открывали Центр стратегической коммуникации НАТО. Торжественность момента отмечали все присутствующие. Директор центра Янис Карклиньш даже оговорился, перепутав должность литовского лидера Дали Грибаускайте, и объяснил оплошность уровнем напряжения и волнения. Поводов для волнения действительно хватало – на церемонию съехался практически весь цвет прибалтийских политиков. Прибыли и зарубежные гости в лице известного американского сенатора-ястреба Джона Маккейна, и чиновники из Мининформполитики Украины.
Центры мастерства
Новый центр относится к так называемым натовским «центрам мастерства» (centers of excellence), которые начали создаваться в рамках структурной реформы Альянса, провозглашенной на Пражском саммите в 2002 году. По сути, центр – международный хаб, покрывающий определенную сферу деятельности НАТО. Главная функция центров – образовательная. Они занимаются обучением и подготовкой, выпускают методические рекомендации. Несмотря на то, что специализация центров не повторяется, согласно негласной установке Альянса, на территории каждой страны-члена НАТО должен заработать хотя бы один «свой» «центр мастерства». В настоящий момент их 21. На подходе еще три – в польском Кракове (контрразведка), словенском Польче (горная подготовка) и в итальянской Виченце (послевоенное управление и реконструкция). Хабы распределяются по странам не произвольно, а строго по стратегической необходимости. К примеру, центр, специализирующийся на ведении боевых действий в условиях низких температур, находится в норвежском городе Будё. А Рига, таким образом, стала натовской «столицей», ответственной за «стратегическую коммуникацию».
Против «агентов пропаганды»
В том, что новый рижский хаб будет использоваться в качестве своеобразного форпоста в противостоянии с российской пропагандой, не сомневаются даже журналисты BBC. Однако в официальных документах центра трудно найти слова «пропаганда» или «контрпропаганда». Миссия и задачи сформулированы крайне расплывчато и витиевато: «содействие процессу коммуникации для того, чтобы Альянс передавал информацию о своей изменяющейся роли, целях и миссиях в соответствующей, своевременной, точной и реактивной манере». Больше говорится о формировании разнообразных доктрин НАТО и их транслировании в массы, нежели о борьбе с чем-либо. Центр успел выступить с открытым предложением публиковать работы в своем тематическом журнале «Оборонная стратегическая коммуникация» и объявить тендер на проведение социологического исследования.
Изучать собираются подверженность различных слоев населения воздействию вражеской информации.
При этом практически никто из посетивших открытие политиков не скрывал, что магистральной работой центра станет именно информационная борьба с Россией. Грибаускайте прямо заявила, что специалисты НАТО будут спасать разум людей от «пространства лжи и манипуляций». Вейонис вознамерился при помощи ресурсов центра воспитывать «критическое мышление в обществе». Нацеленность на схватку с «российской пропагандой» подтвердила эксперт центра Элина Ланге. О «кампании российской дезинформации» много говорил почетный гость Джон Маккейн. О подготовке орудий против российских «троллей» и «агентов пропаганды» еще зимой предупреждал директор центра Карклиньш.
Разделение труда
Вместе с тем некоторые политики предпочли смещать акцент с антироссийской направленности центра. Так, президент Латвии Раймонд Вейонис несколько раз подчеркивал, что сводить роль рижского хаба к борьбе с информацией, исходящей из России, неверно. По его словам, специалисты центра будут полезны в изучении информационной войны, развязанной «Исламским государством».
Действительно, боевики ИГ развернули мощную пропагандистскую кампанию, включающую в себя телестудии, издание электронных журналов на нескольких языках, разветвленную сеть вербовщиков в интернете. Но за полтора года фактической работы вклад Центра стратегической коммуникации свелся к однодневному семинару 2 июля. В остальное время финансовые и человеческие ресурсы тратятся на издание руководств, посвященных российскому освещению украинских событий и российскому интернет-троллингу.
Вместо борьбы с джихадистами, отрезающими головы, эксперты рапортуют о том, как они плодотворно мониторили контент российских ток-шоу и штудировали комментарии к статьям на латвийских новостных порталах.
Появление «анти-тролльского» центра в Риге неслучайно. Во время создания «центров мастерства» в прибалтийских республиках Альянс любезно раздал всем сестрам по серьгам, учитывая их просьбы. В энергодефицитной Литве, упорно воюющей против российского «нефтегазового империализма в Европе» и продвигающей проект СПГ-терминала в Клайпеде, прочно обосновался Центр энергетической безопасности НАТО. Эстонский президент Ильвес настолько перепугался хакерских атак во время «Бронзовой ночи» в 2007 году, что принялся пугать российскими хакерами прямо с трибуны Генассамблеи ООН. Через год в Таллине открылся Центр кибербезопасности НАТО. После того, когда энергетические компании и хакеры оказались «покрыты», Латвии передали на откуп пропаганду. Произошло разделение труда: Вильнюс – российские энергетические компании, Рига – российские тролли, Таллин – российские хакеры.
Что касается славного дела борьбы с российской пропагандой, то латвийский евродепутат Артис Пабрикс, как всегда, был откровеннее всех: «Мы должны переубедить людей, чтобы они потеряли свою волю, не хотели защищаться, ненавидели своё государство». Что характерно, ненавидеть собираются научить не путинский режим и даже не Кремль, а государство, то есть саму Россию.